Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu.of.ru
2 Филимоновская игрушка. 900igr.net
3 Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.. Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор..
4 Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.
5 В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.
6 Именно тогда в местные владения князя Воро- тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обна- ружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воро-тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обна-ружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
7 Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной.
8 Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.
9 Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понрави- лось. И стал Филимон свис- тульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понрави- лось. И стал Филимон свис- тульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.
10 Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом хо- дить, за помощью. Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом хо- дить, за помощью.
11 Старались, подражали ему, слушались беспре- кословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюби- лось это занятие. Старались, подражали ему, слушались беспре-кословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюби-лось это занятие.
12 С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мас- теров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мас- теров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.
13 Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками.
14 Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.
15 Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7- 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближай- ших уездных городах.
16 Игрушки или забавки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, присту- пали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.
17 Горны вырывали почти у каждого дома, поделки обжигать. Горны вырывали почти у каждого дома, поделки обжигать.
18 Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпи- ча печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свис- тульками.
19 После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.
20 Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появи- лись анилиновые краски. Поначалу краски разво- дили на полном яйце, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали исполь- зовать ацетон. Краски стали более стойкими, ярки- ми, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
21 До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.
22 Расписывают свистульки прямо по белой обожжён- ной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.
23 Женская фигурка олицетворяет великую богиню Природу. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.
24 Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..
26 В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
27 Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
28 Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется интерес и радостное настроение.
29 Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. современный Одоев река Упа Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. современный Одоев. река Упа.
31 Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.
32 Вы скачали эту презентацию на сайте- viki.rdf.ru Вы скачали эту презентацию на сайте- viki.rdf.ru.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.