Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.surwiki.ru
1 Выполнила : Михайлова Светлана Николаевна Учитель технологии
2 Задачи : Изучить историю создания филимоновской глиняной игрушки ; Изучить технологию изготовления народной игрушки ; Изучить особенности филимоновской глины ; Выявить особенности росписи филимоновской игрушки. Основополагающие вопросы : Народная глиняная игрушка – это история нашей страны ? Проблемные вопросы : 1.О чем рассказывают глиняные игрушки ; 2.Особенности росписи глиняной игрушки ;
3 Филимоновская деревушка ! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, конники, павлины И солдатики – войска цвет. Есть среди них фигурка такая Непонятная для меня, Молчаливая, не простая, И глаза ее – сноп огня. И узор из кругов и линий Обегает подола край : Красно – черный, порою синий, - В руки взяв, смотри и играй. Создана рукою умельцев, Говорит все еще она О младенческих снах земледельца, Где за солнцем спешит луна. В. Василенко
4 Промысел игрушки возник в середине XIX в в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Кто и когда сделал первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона : шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось « глиняное дело ».
5 Промысел зародился благодаря превосходной по своему качеству глине, залежи которой находились совсем рядом с Филимоново. Наличие природного материала способствовало развитию гончарного промысла. Над обработкой глины трудились целыми семьями. Мужчины изготавливали посуду, женщины лепили игрушки. Природные свойства местной глины отразились на внешнем облике игрушки. Глина под Одоевом была очень жирная и пластичная. Из - за этого при просушке она деформировалась и покрывалась мелкими трещинками. Поэтому в технологию филимоновской игрушки пришлось добавить еще одно действие - мастера обычно заглаживали их влажными руками. Это давало неожиданный эффект – после таких « поглаживаний » фигурка утончалась и вытягивалась, приобретая изящную форму. После обжига глина приобретала ровный белый цвет. Изделие после такой обработки не требовало грунтовки.
6 Большинство традиционных филимоновских игрушек – это свистульки. После того, как глину очистили, просушили в течение 2 дней на солнце, ее обжигали в печи. Следующий этап технологии изготовления филимоновской игрушки был самым ответственным - роспись игрушки. игрушки. По технологии изготовления филимоновской игрушки раскрашивались они яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце. Кисточек ранее не было и в помине. Вместо них мастерицы использовали куриное перо. Палитра, с одной стороны, скупая – только малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета, но, с другой стороны, игрушки все равно всегда получались яркими и веселыми. Но можно сравнить роспись филимоновской игрушки с росписью других игрушек и увидеть разницу. разницу. Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.
7 Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц ( Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры ( мелкой пластики ). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше ( до 20 см. в высоту ), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А. Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л. Г. Зайцевой, ласковых зверей А. Г. Карповой, свистульки Е. К. Евдокимовой и других замечательных мастериц ( показ работ мастериц ). показ работ мастериц Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
8 В результате проведенного исследования учащиеся изучили историю создания филимоновской игрушки ; Изучили особенности росписи филимоновской игрушки ; Сравнили природные свойства филимоновской глины с другими видами глины ; Можно сделать вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной.
9 Визитная карточка проекта Презентация учащегося « Роспись петушка » Роспись петушка » « Особенности росписи глиняной игрушки » Особенности росписи глиняной игрушки Публикация « Народные глиняные игрушки » Выставка работ учащихся ; Участие в школьной конференции « Первые шаги в науку ».
10 Литература : Горячева В. С., Нагибина М. И. « Сказку сделаем из. глины, теста, снега, пластилина » - Ярославль : « Академия развития », 1998 г. Сайты : images.yandex.ru filimonofskay-igrushka.ru viki.rdf.ru filimonovskayaigrushka.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.