Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.fgosvpo.ru
1 1 Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Москва-Ярополец, МАИ, 3 марта 2012
2 22 Цель исследования Разработка научно-обоснованного подхода и соответствующего информационно-аналитического инструментария проектирования, актуализации и верификации образовательных программ в рамках государственной и общественно-профессиональной аккредитации и лицензирования ВУЗов
3 33 Предпосылки исследования -Отсутствие единой нормативной базы, полностью регламентирующей принципы и процессы создания, реализации и экспертизы образовательных программ; -Плохая корреляция номенклатуры направлений подготовки, ФГОС и ФГТ с номенклатурой работодателей и профессиональными стандартами; -«Размытость» и «неизмеримость» результатов обучения, несогласованность компетенций и практическая невозможность академической мобильности; -Сложность унификации ООП даже в рамках ВУЗа; -Неопределенность контрольно-измерительных материалов, плохая формализация оценки качества образования; -Конфликт участников образовательного процесса с Министерством и органами надзора;
4 44 «Традиционная» модель компетентностного подхода 1.Выявление (методом экспертных оценок) компетентностных требований к выпускнику, сформулированных промышленностью и экспертами ВУЗов в рамках профессиональных стандартов. 2.Определение результатов обучения в традиционной знаниевой модели. 3.Формирование учебных планов ООП (посредством анализа предметных и компетентностных цепочек). 4.Формирование методических требований к разделам компетентностных учебно-методических комплексов (рабочей программе модуля, теоретическому материалу, практическим заданиям и упражнениям, контрольно-измерительным материалам) в рамках компетентностного подхода, определение образовательных технологий. 5.Разработка компетентностных учебно-методических комплексов
5 55 Методология компетентностного подхода (Заказчик) Формализованные требования работодателя (профессиональные стандарты, профессиограммы, квалификационные требования) Образовательные стандарты, основанные на требованиях работодателя КМС- компетентностная модель специалиста КМВ- компетентностная модель выпускника Структурирование профессиональных компетенций – (выявление ЗУН, способствующих формированию компетенции) Трансформация профессиональных компетенций в образовательные различных уровней ВПО (уточнение предметных цепочек, составление календарного графика освоения компетенции) Выявление ОП, способствующих наиболее полному освоению профессиональной компетенции Проектирование ОП различного уровня в рамках действующих образовательных стандартов БД Д.Е. профессиональной области БД Д.Е. проф. образования
6 66 Интеграция образования и профессиональной деятельности КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМВ КМС КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВУЗЫ, ССУЗЫ РАБОТОДАТЕЛИ
7 77 Пример структурирования профессиональной компетенции (из профессионального стандарта) Профессиональ ная функция (ЕПС) Профессиональные трудовые действия Дидактические единицы (ЗУН-ы) 1Расчет устойчивости элементов конструкций -Определять деформации агрегатов изделия; -Разрабатывать расчетные схемы для расчета методом конечного элемента с использованием ПК - Определять допустимые и разрушающие усилия элементов конструкции из композиционных материалов, -Проводить расчеты на прочность конструкций с учетом геометрической нелинейности элементов и пластичности материалов. Устойчивость упругих систем; Устойчивость механических систем с конечным числом степеней свободы: Устойчивость стержней, пластин, оболочек; Закритическое состояние упругих систем при потере устойчивости: Практическое применение МКЭ в программных комплексах; Программный комплекс Nastran for Windows. Основы геометрического моделирования. Основы построения конечно-элементных моделей. Задание внешних нагрузок в Nastran for Windows. Прочность однонаправленного волокнистого КМ при различных видах нагружения …. 2Расчет соединений элементов конструкций …… …
8 88 Модернизация образовательных стандартов (ВУЗы) ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения Структурированные компетентностные модели, результаты обучения БД Д.Е. Анализ компетенций, декомпозиция на уровне дисциплин, соотнесение с ЗУН Анализ Д.Е., выделение профессиональных функций; формулирование предметных компетенций Свертка предметных компетенций по видам деятельности, формулировка междисциплинарных компетенций стандарта Создание контрольно- измерительных материалов по дисциплинам, экспертиза в УМО и Рособрнадзоре
9 99 Ориентированность ОС ВПО на содержание БД компетенций ОС ВПО ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС ВПО: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС ВПО Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы
10 10 Предметные компетенции Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применение применяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА
11 11 Проектирование рабочих программ 1.Разработать дидактические единицы (содержание) дисциплины. 2.Разработать слой предметных компетенций и соответствующих результатов обучения для дисциплины. 3.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 4.Предложить для спроектированных компетенций технологии обучения, определить виды занятий и контроля. 5.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 6.Генерализовать предметные компетенции в междисциплинарные, связать с компетенциями ФГОС ВПО 7.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС ВПО.
12 12 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность Срок: октября 2011 года – обсуждение на УМС МАИ
13 13 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 1 1. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК); Знает: математическую терминологию; правила оформления математических формул, таблиц; Умеет: логически и алгоритмически мыслить, аргументировано и строго строить устную и письменную речь; Владеет: навыками выражения своих мыслей. 2. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); Знает: основные способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений в области математики; Умеет: самостоятельно добывать профессиональные знания с использованием методов математики для развития способности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; Владеет: методами научного познания;
14 14 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 2 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное компьютерное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК); Знает: методы линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии: виды и свойства матриц, свойства и методы вычисления определителей, методы нахождения обратной матрицы, методы решения систем линейных алгебраических уравнений; понятие квадратичной формы; векторную алгебру; виды и уравнения прямых, плоскостей и поверхностей; понятия линейные пространства и линейные преобразования. Умеет: выполнять действия над матрицами, вычислять определители, находить обратную матрицу, решать системы линейных уравнений, находить собственные векторы находить произведения векторов, приводить квадратичные формы к каноническому виду, составлять уравнения прямых на плоскости, прямых и плоскостей в пространстве, классифицировать уравнения кривых и поверхностей второго порядка. Владеет: аналитическими и количественными методами решения типовых математических задач; навыками решения задач линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии;
15 15 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 3 4. Способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК). Знает: различные методы приложения методов линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа; Умеет: использовать математический язык, алгебраические и геометрические методы при построении организационно-управленческих моделей; Владеет: навыками применения современного математического инструментария для решения профессионально-ориентированных прикладных задач.
16 16 Предполагаемые свойства подхода Глобальные: -Возможность согласования, унификации и экспертизы в рамках Министерства требований, содержания и качества разработки образовательных программ ВПО, ДПО и послевузовского образования; -Создание единого информационного поля образовательных программ, согласованных процедур аккредитации и сертификации участников образовательного процесса различных уровней; -Обеспечение академической мобильности образовательных программ; -Интеграция ВПО и послевузовского образования в мировую образовательную систему; -Обеспечение согласованного перехода к профессиональным стандартам и требованиям, формирование номенклатуры должностей и квалификационных требований; Локальные: -Предоставление участникам образовательного процесса унифицированного инструмента для разработки, хранения и представления образовательных программ; -Реализация возможностей внутреннего и внешнего аудита образовательных программ; -Автоматизация образовательного процесса и процедур лицензирования и аккредитации ВУЗов;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.