Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.alted.ru
1 Во сне невозможное возможно … ( Природа сна и сновидений ; сон как литературный метод постижения действительности в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ») Проект подготовили учащиеся 11 класса: Просолова Яна, Треер Любовь
2 План исследования 1.Организация исследовательского проекта: определение темы, целей и задач, вид, схема, методы исследования, актуальность, значимость, объект изучения. 2. Проработка источников. а) Вступление а) Взаимосвязь между сновидениями и художественной реальностью. б) Сон как физическое состояние человека. в) Сон как литературный метод постижения действительности, функции сна в литературе. 3. Проведение исследования. Сны в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 4. Результаты исследования. Выводы.
3 Обоснование избранной темы Работа над проектом позволяет по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание о сне как интереснейшем и значительном явлении в жизни человека. Выполнение данного проекта помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность, учит видеть необыкновенное в обыденном.
4 Вид проекта Межпредметный, исследовательский Схема проекта Сон ЛитератураБиология
5 Цель проекта Изучение феномена и поэтики сна в литературном произведении ( в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »).
6 Задачи проекта : Изучить биологические свойства сна ( почему мы спим, что происходит с организмом во время сна ); Изучить и описать место и роль сновидений Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »; Изучить и описать различные функции, которые может выполнять сон в литературном произведении в соответствии с замыслом автора.
7 Методы исследования Наблюдение Сравнение Анализ Синтез
8 Актуальность нашего исследования в необходимости изучения функций, которые « выполняет » сон в творчестве Ф. М. Достоевского с целью более точного определения авторского замысла ; в возможности рассмотрения сновидения как части психологического портрета героя ; во влиянии сновидений на психическое состояние человека.
9 Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена возможная классификация сновидений литературного героя как художественного приема, реализующего авторский замысел. Практическая ценность исследования заключается в том, что содержащийся в нем материал, выводы и обобщения могут быть использованы в элективных курсах, на уроках русской литературы, внеклассных мероприятиях, в жизни.
10 Объект изучения Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » Предмет исследования Сны литературного героя ( Родиона Раскольникова )
11 План исследования 1.Организация исследовательского проекта: определение темы, целей и задач, аннотация, вид, схема, методы исследования, актуальность, значимость, объект изучения. 2. Проработка источников. а) сон как физическое состояние человека; б) взаимосвязь между сновидениями и художественной реальностью; в) сон как литературный метод постижения действительности, функции сна в литературе. 3. Проведение исследования. Сон как литературный метод постижения действительности, функции сна в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 4. Результаты исследования. Выводы.
12 Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, что он стал мотыльком или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец.
13 Что такое сны? Откуда они берутся? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Откуда берется его действие без начала и конца?
14 Вступление Почему мы выбрали именно эту тему для своего исследования ? Мир снов и сновидений с древних времен интересовал человека. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи... Это таинство подобно трясине: узнав немного, хочется узнавать еще и еще, постигать новые глубины.
15 «Небывалая композиция бывалых впечатлений», - так назвал когда-то знаменитый русский физиолог И.М.Сеченов наши сновидения. Почему все люди и животные испытывают в сне непреодолимую потребность? Сон необходим для восстановления функций нервной системы, главным образом, головного мозга. Сон как физическое состояние человека
16 Сны и сновидения Сон - это « наступающее через определенные промежутки физиологическое состояние покоя и отдыха » Сновидение - это образы, возникающие во время сна
17 Человек видит во сне то, что когда - то увидено, задумано, воспринято мозгом, оставило свой, пусть мимолетный след в нервных клетках мозга.
18 Сновидения и художественная реальность
21 Сон как литературный метод постижения действительности «Али есть такой закон природы, который не знаем мы и который кричит в нас. Сон» Ф.М.Достоевский
22 План исследования 1.Организация исследовательского проекта: определение темы, целей и задач, аннотация, вид, схема, методы исследования, актуальность, значимость, объект изучения. 2. Проработка источников. а) Взаимосвязь между сновидениями и художественной реальностью. б) Сон как физическое состояние человека. в) Сон как литературный метод постижения действительности, функции сна в литературе. 3. Проведение исследования. Сны в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание. 4. Результаты исследования. Выводы.
24 В этом исследовании мы решали следующие задачи: 1. Проанализировать сны героя. 2. Выявить взаимосвязь сна – бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. 3. Понять, какой идейно – художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, посещающие его на протяжении всего романа Преступление и наказание.
25 1. Сон о лошади. Часть I, глава 5 « Проба » преступления Активно вмешивается, сострадает 2. Грезы о том, что он в Африке, в Египте. Часть I, глава 6 Решение преступить Пытается напиться 3. Сон о том, как бьют хозяйку. Часть II, глава 2 После преступления Наблюдает, боится, прячется 4. Сон о старухе, которую убивает и не может убить. Часть III, глава 6 После первого разговора с Порфирием Петровичем Совершает сам 5. Сон об эпидемии. ЭпилогОтказ от идеиНаблюдает
26 Роли, которые играет Раскольников в жизни: Жертва (кляча) Убийца (Миколка) Свидетель страданий (толпа) Борец за униженных (мальчик) Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном». Образы этого сна соотнесены не только с предшествующей сну действительностью, но и с будущим временем жизни героя.
28 Сон о том, как бьют хозяйку, бредовый сон Остаточная злая энергия убийства Агрессия « нестерпимое ощущение безграничного ужаса » В третьем сне Раскольников в отчаянии произносит фразу: «Что это, свет перевернулся, что ли?». Эта фраза роковым образом предопределит особенность четвертого сновидения.
29 Четвертое сновидение – сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: Покаяние Безумие и самоубийство или Проведя героя через осмеяние и признание в убийстве, Достоевский заставляет Раскольникова пережить период отчуждения и долгой болезни.
30 Пятое сновидение Сон- апокалипсис, пророческий сон Сон- предупреждение Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон- апокалипсис и пророческий сон. Одновременно – это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.
31 Сон о лошади Сон-греза Сон-кошмар Сон о старухе Сон- апокалипсис Сновидный цикл имеет кольцевую композицию: подробно описанная многоликая праздная массовка первого сновидения становится главным действующим лицом сновидения в Эпилоге.
32 Сны в романе «Преступление и наказание» наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют ещё одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В тексте 2 сна, показывающих мир по теории героя. Идеальный мир Видение всемирной эпидемии Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после второго сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от неё.
33 Сны героев Достоевского чаще всего являются кризисными, знаменуют собой поворотный пункт в судьбе героя, которые коренным образом меняют его представление о себе и о мире. Для Достоевского сновидение-это особая возможность не только познания действительных побуждений личности, но и путь к душевной гармонии, к непосредственному обретению Истины. Для Достоевского сновидение-это особая возможность не только познания действительных побуждений личности, но и путь к душевной гармонии, к непосредственному обретению Истины.
34 План исследования 1.Организация исследовательского проекта: определение темы, целей и задач, аннотация, вид, схема, методы исследования, актуальность, значимость, объект изучения. 2. Проработка источников. а) Взаимосвязь между сновидениями и художественной реальностью. б) Сон как физическое состояние человека. в) Сон как литературный метод постижения действительности, функции сна в литературе. 3. Проведение исследования. Сны в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание. 4. Результаты исследования. Выводы.
35 Сны составляют очень важную часть романа «Преступление и наказание». Без них образ Родиона Раскольникова был бы неполным, потому что они показывают душевные переживания героя. Во время сна человеческая душа не защищена никакими искусственными масками, она открыта для любого.
36 У Достоевского никогда не бывает снов ради снов, они всегда опосредованы сюжетом или психологической необходимостью. Сны в «Преступлении и наказании» отличаются сложной и многозначной символикой. Они выражают не только состояние героя. Но и авторскую тенденцию. Писатель часто торопится подчеркнуть в картине сна такую мысль, которую сам герой еще не осознал. Сны в «Преступлении и наказании» отличаются сложной и многозначной символикой. Они выражают не только состояние героя. Но и авторскую тенденцию. Писатель часто торопится подчеркнуть в картине сна такую мысль, которую сам герой еще не осознал. Основная функция символики снов в произведениях Ф.М.Достоевского – познание. Основная функция символики снов в произведениях Ф.М.Достоевского – познание.
37 Список использованной литературы Интернет: Т. А. Касаткина «Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»» Н.А.Нагорная « Онейросфера в русской прозе 20 века: модернизм и постмодернизм» Б. Тихомиров «К осмыслению глубинной перспективы романа «Преступление и наказание»» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» //Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» – Советская Россия Москва 1988 г. Т. А. Касаткина «Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации» //«Достоевский. Материалы и исследования» Р. Н. Поддубная «Двойничество и самозванство» //«Достоевский. Материалы и исследования» Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., С. 530 (Серия «Литературные памятники».) Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М., 1975.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.