Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmoyash1.narod.ru
1 Литература Живопись Наука Музыка Театр Кино Урок 1 11 класс
2 Цель урока: Ознакомиться с понятием «Серебряный век» Доказать, что период конца19 – начала 20 вв.действительно был « серебряным» веком русской культуры? Задачи урока:1.Ознакомиться с материалами презентации 2.Поработав в парах,доказать, что конец 19- начало 20 века действительно был «серебряным»веком русской культуры
3 Понятие «Серебряного века» Название «серебряный» этот век получил по аналогии с веком ХIХ,который называли « золотым»,век Пушкина,Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова… Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.
4 В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
5 Понятие «модернизм» (фр. modern– современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно- эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны.
6 1.Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн. человек. выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Омске. В Саратове открылся университет. столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами. И.П.Павлов читает лекцию
7 Наука. История. Философия В исторической науке работали такие светила как Ключевский, Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, М. Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые, являясь центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения
8 Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, А. Куприн- армейские будни. Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др. Л.Н.Толстой и А.П.Чехов
9 символизм Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. В.Я.Брюсов
10 «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые помогают человеку выйти к свободе'. Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.
11 Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К. Бальмонт, А. Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей,после 1909г.рропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души».Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Н.Гумилев и А.Ахматова
12 АКМЕИЗМ Акмеисты в отличие от символистской туманности отмечали твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико- гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно- художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич).
13 В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь падает». Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами ), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь».
14 Анна Ахматова. Русский музей Женщина-поэт. Акмеизм.
15 Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские символисты «...запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь». И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они «...рождаются впервые» «как невиданные доселе, но отныне реальные явления»
16 ФУТУРИЗМ Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941). В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. В.В.Маяковский
17 В годы, предшествовавшие Великому Октябрю, Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства «жирных», предчувствующим революционную грозу. Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Тему поэмы «Облако в штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.
18 Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др.Наиболее яркие представители направления- Маяковский,. Хлебников и др. объединились в группу «Гилея». Литература Афиша 1го съезда футуристов
19 Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В.В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни.
20 Константин Бальмонт Андрей Белый Сергей Есенин
21 Поэты Серебряного века Николай Клюев Осип Мандельштам
23 Писатели-модернисты В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма. «Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы «сверхчеловека», свободного от морально- нравственных и общественных идеалов. Ф. Ницше М. П. Арцыбашев
24 Владислав Ходасевич Марина Цветаева
25 В.Суриков Степан Разин Реалистические основы сохранились в творчестве И. Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. группу входили почти все видные художники –Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.
26 В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза».Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая запад – ный опыт и национальные традиции, они были тес но связаны с символистами Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель Царевна-Лебедь
27 Музыка. Театр. Кино. В н. 20 в.в музыке появились композиторы новаторы- А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова Н.Харитонов. Шаляпин В роли Б.Годунова
28 В н.века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры- Станиславский В.Мейерхольд, Вахтангов.В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа,другим выдающимся постановщиком был А. Горский. для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. «Отцы- основатели» МХАТа.
29 Здание кинотеатра «Вулкан». В годах С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны».В России в н.века появился кинематограф.В 1908 г., в «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской -культуры
30 Русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись. Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.