Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.rgtr.ru
1 СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ Председатель совета по аккредитации Александр Дмитриевич Дейнеко Официальный сайт: Тел./факс: (495) /43 II Международная конференция «МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» 10 сентября, 2007 г. г. Астрахань
2 Совет по Аккредитации Цели и Задачи Целями создания Совета являются: · создание и развитие в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации в области оценки соответствия продукции, услуг, систем менеджмента и персонала; · создание условий для международного признания Российской национальной системы аккредитации; · содействие внедрению в Российской Федерации международных стандартов по аккредитации; · содействие международному признанию результатов подтверждения соответствия; Основными задачами Совета являются: · разработка и реализация механизмов координации работ заинтересованных сторон в сфере аккредитации и подтверждения соответствия; · участие в мониторинге и анализе функционирования национальной системы аккредитации; · участие в работе международных и региональных организаций по аккредитации и оценке соответствия. 2
3 Состав Совета по Аккредитации Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Комитет ТПП по промышленному развитию Комитет ТПП по металлургии «Стройтехнология» «Союзнефтегазсервис» «Контроль и диагностика» Всероссийская организация качества Союз производителей стекловолокна Международная служба сертификации Департамент торговой политики Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» Сертификационный центр АРМАК НТЦ «Промышленная безопасность» МИСиС ОАО «Газпром» ФГУП «НАМИ» «Интерстандарт» Молочный союз «Пирс-Консалт» Союз производителей соков Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Союз производителей нефтегазового оборудования Экономическая Рабочая группа Администрации Президента РФ Комитет по качеству продукции ТПП ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю ОАО «ТМК» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю «Нефтегазсервис» Министерство промышленности и энергетики РФ ЦНИИчермет АНО «Электросерт» 3
4 Начало 90-х Принятие федеральных законов: о защите прав потребителей, о сертификации продукции, об обеспечении единого измерения г. Госстандартом разработаны требования к системе аккредитации, аккредитующему органу, процедуре аккредитации и требованиям к объектам аккредитации г. Создание межведомственного совета по аккредитации 1998 г. Советом рассмотрены и приняты нормативно-правовые документы по аккредитации в обязательной сфере г., 2003г. Подписание Меморандума «О многостороннем сотрудничестве в области аккредитации» МГС СНГ, которым предусмотрено: Создание Региональной организации по аккредитации; Введено понятие национального органа по аккредитации; Установлен принцип одно государство - один орган по аккредитации. Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 4
5 1999 г. Госстандартом РФ утверждены общие правила проведения аккредитации г. Утверждены рекомендации по инспекционному контролю за деятельностью органов по сертификации г. В план законодательной работы Правительства РФ включена разработка ФЗ об аккредитации г. Принято Постановление Правительства РФ 514 «О добровольной системе аккредитации», в соответствии с которым координация работ в добровольной сфере возложена на Госстандарт г. ТПП создана рабочая группа по реализации проектов «Создание национального органа по аккредитации» и «Создание Международного органа Сертификации» Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 5
6 2003 г. Вступил в силу федеральный закон «О техническом регулировании» 184. Законом введено понятие аккредитации, как процедуры признания компетентности. Установлены принципы аккредитации: - добровольность прохождения процедур; - независимость и компетентность органов по аккредитации; - единство систем и правил аккредитации; - недопустимость совмещения функций по аккредитации и сертификации. Правительству РФ поручено разработать и утвердить порядок проведения работ по аккредитации г. На научно-технический комитет по аккредитации Межгосударственного совета по стандартизации возложена задача разработки предложений в области соглашения о признании результатов работ по аккредитации. Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 6
7 2003 г. Разработана программа взаимодействия МГС с IAF и ILAC на 2005 – 2006 гг, предусматривающая: а) переход на международные стандарты, в первую очередь ИСО МЭК 17011; б) подготовка формы заявления национальной организации по аккредитации на вступление в IAF и ILAC; в) подготовка Соглашения об взаимном признании результатов аккредитации г. Принято положение о Министерстве промышленности и энергетики РФ, в соответствии с которым Министерство устанавливает порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ г. Принято положение о федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии в котором агентству предоставлено право проведения работ по аккредитации в установленной сфере деятельности. Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 7
8 2004 г. Разработан проект ФЗ «Об аккредитации в РФ в области оценки соответствия». Особенности: а) касается только добровольной сферы; б) предусматривает совмещение функций ФОИВ и полномочий национального органа по аккредитации. в) создает множество систем аккредитации (19 систем) г) отсутствует понятие национального органа аккредитации и механизм уполномачивания г. Образование Правительственной комиссии по ТР и Общественного совета по ТР, вопросы аккредитации не выделены г. Прекращение работ над проектом ФЗ «Об аккредитации в РФ в области оценки соответствия». Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 8
9 2005 г. Разработка проекта постановления Правительства РФ «О порядке аккредитации»: а) отсутствует понятие национального органа по аккредитации; б) действует порядок разделения аккредитации на обязательную и добровольную; в) совмещение функций ФОИВ и полномочий национального органа по аккредитации. г) отсутствуют механизм уполномачивания – 2006 гг. Продолжение работ НТКА в рамках программы взаимодействия МГС с IAF и ILAC: а) перевод стандарта ИСО МЭК на русский язык; б) приведение статуса национальных органов в соответствии с международными требованиями; в) содействие вступлению национальных органов ряда стран СНГ в IAF и ILAC; Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 9
10 2007 г. Предложения РСПП о введении механизма уполномачивания при внесении изменений в ФЗ 184 не учтены г. НКТА в очередной раз отмечает отсутствие конкретных предложений по подготовке соглашения о взаимном признании результатов аккредитации г. РСПП совместно с рядом крупных компаний структур создан Национальный институт систем аккредитации (НИСА). Основные этапы работ по созданию систем аккредитации 1010
11 СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ действующая в настоящее время (постановление Правительства 514) Органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) Правительство Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти, образовавшие системы обязательной сертификации Ростехрегулирование Органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) Органы по аккредитации Обязательная сфера Добровольная сфера Межведомственная комиссия по аккредитации 1 … 19 1
12 ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЩЕЙ В РОССИИ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ Совмещение в одном органе функций по установлению правил аккредитации, проведению аккредитации и сертификации Отсутствие единой системы и единых правил по аккредитации Нелегитимность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации, и правил аккредитации Отсутствие полномочий у Межведомственной комиссии выступать в качестве национального органа по аккредитации в международных организациях Отсутствие международного признания российской системы аккредитации (РФ не является членами EA, IAF, ILAC) 1212
13 Ориентировочные затраты организаций на аккредитацию, сертификацию, испытания и экспертизу 13
14 федеральны е органы органы субъектов федерации KBA … ZLSZLG … TG A DA P … DAU DACH Добровольная область Регулируемая область DAR 14 органов в обязательной сфере аккредитации 7 органов аккредитации в добровольной сфере Существующая система аккредитации в ФРГ (DEUTSCHER AKKREDITIERUNG RAT) TGA (Association for Accreditation) DAU (German Accreditation and Approval Body for Environmental Verifiers DAP (German Accreditation System for Testing) KBA (German Federal Office of Road Transport) DACH (German Accreditation Body Chemistry) ZLS ( ) ZLS (The central body of the grounds under the safety precautions) ZLG ( ) ZLG (Legislative bases of quality management and safety of medical production) 1414
15 Количество национальных органов по аккредитации представленных в международных организациях ЕдинственныйНесколько Не являются участниками Бельгия, Австрия, Финляндия, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Болгария, Сингапур, Турция, Куба, Египет, Таиланд, Канада Англия, Голландия, Франция, Испания, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Аргентина, Бразилия, Греция, Великобритания, Индия, Италия, Мексика, Австрия, Польша, Румыния, Словакия, Южная Корея, Южная Африка, Чехия, Тунис, Китай, США Германия, Венгрия, Нидерланды Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия и др. страны СНГ 1515
16 наличие множества органов по аккредитации искусственное разделение органов по обязательной и добровольной аккредитации различие правил и норм аккредитации в добровольной и обязательных сферах высокая вероятность конкуренции между органами по аккредитации отсутствие взаимного признания результатов аккредитации в добровольной и обязательной сферах отсутствие полномочий у DAR выступать в качестве национального органа по аккредитации в международных организациях (не является юридическим лицом) Недостатки системы аккредитации в Германии 1616
17 Структура закона РФ «О техническом регулировании» По стандартизации Глава 3 По аккредитации Глава 5 Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Порядок определяется Правительством Ст. Ст. Наименование статьи11Цели стандартизации 12Принципы стандартизации 13Документы в области стандартизации 14 Национальный орган РФ по стандартизации, ТК по стандартизации 15 Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации 16 Правила разработки и утверждения национальных стандартов 17Стандарты организаций
18 Полномочия исполнительных органов при реализации положений по аккредитации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности. 2.межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координацию проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия. 3.ведение государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности. Осуществляет: Самостоятельно принимает следующие нормативно правовые акты: - порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ.
19 Основные черты французского органа по аккредитации COFRAC - КОФРАК Французский орган по аккредитации создан в 1994 г. межотраслевой некоммерческое объединение Сфера деятельности в рамках добровольной сертификации в рамках «нотификации» в рамках международных соглашений о взаимном признании сертификатов Структура (баланс интересов) Коллегия А : аккредитованные организации Коллегия B : профессиональные союзы и объединения Коллегия C : общества потребителей, главных заказчиков Коллегия D : государственные власти 1919
20 Нормативная база деятельности КОФРАК в области аккредитации и оценки соответствия (сертификации ) Добровольная сфера Обязательная сфера (нотификация) 0 ХХХХ Многосторонние соглашения о взаимном признании результатов аккредитации и оценки соответствия (сертификации) (MLA) HAR Основные документы ЕН 45011/ ИСО 65 руководство IAF правила и процедуры соглашений Основные документы ЕН 45012/ ИСО 62 руководство IAF директива Основные документы ЕН 45011/ ИСО 65 руководство IAF правила сертификации Основные документы ИСО/МЭК Руководства ILAC 20
21 Выводы 1.В мировой практике преобладающей тенденцией является переход на представление интересов государства в международных организациях одного национального органа по аккредитации, как правило в форме некоммерческой организации. 2.Аккредитация в обязательной сфере производится с использованием механизма нотификации. 3.Существующая система аккредитации в России не соответствует мировой практике. 4.Новый проект постановления Правительства воспроизводит отраслевую систему аккредитации. 5.Для подготовки концепции создания единой национальной системы аккредитации в России необходимо, в первую очередь, ввести в действие на территории РФ международные стандарты в сфере аккредитации. 2121
22 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.