Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.novsu.ru
2 1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы осуществления деятельности. 2. Порядок формирования органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. 3. Полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. 4. Полномочия Новгородской областной Думы. Медиа – лекция Гусев Анатолий Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин НовГУ
3 1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и принципы деятельности ПРАВОВАЯ ОСНОВА Конституция Российской Федерации (ст. ст. 5, 10, 11 и др.) Федеральный закон от 6 октября 1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ФЗ)
4 Конституция Российской Федерации Статья 5 Статья 10 Статья 11 Федеральный закон от ФЗ Преамбула
5 Конституция Российской Федерации Статья 5 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
6 Конституция Российской Федерации Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
7 Конституция Российской Федерации Статья Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
8 Федеральный закон от ФЗ Федеральный закон от ФЗ Преамбула Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации….
9 Федеральный закон от ФЗ (ч. 1. ст. 1) П Принципы деятельности органов государственной власти 1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации; 2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; 3. верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 4. единство системы государственной власти; 5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; 6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; 8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
10 Федеральный закон от ФЗ Содержание принципов деятельности ч. 2. ст. 1 Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов
11 Федеральный закон от ФЗ Содержание принципов деятельности ч. 3. ст. 1 Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации
12 Федеральный закон от ФЗ Содержание принципов деятельности ч. 4. ст. 1 Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты
13 Федеральный закон от ФЗ Содержание принципов деятельности ч. 5. ст. 1 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – договоры о разграничении полномочий
14 Федеральный закон от ФЗ Содержание принципов деятельности ч. 6. ст. 1 В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам
15 О стабильности системы с точки зрения принципа разделения властей… СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
16 Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
17 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ ВОПРОС Как реализуется принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации?
18 Впервые в России принцип разделения властей получил нормативно-правовую фиксацию в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
19 Как реализуется принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации? В модели регионального разделения властей начала – середины 90-х годов наблюдались следующие характерные тенденции: - значительное федеральное воздействие на систему организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации, не имевших статуса национально-государственного образования; - значительная самостоятельность республик в вопросах учреждения органов власти и реализации разделения властей; - перевес полномочий в системе сдержек и противовесов в пользу представительной власти субъектов; - частичное возложение на государственные органы функций, не свойственных той ветви власти, к которой они относились; - слабое развитие и неоднородное применение института конституционного контроля и конституционно-правовой ответственности региональных органов государственной власти.
20 Как реализуется принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации? Тем не менее, на современном этапе… …принцип разделения властей является одним из необходимых условий формирования правового государства и правовых законов, препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами.
21 Выводы лекции I Понятие «законодательная деятельность» отражает главную, но не единственную функцию законодательного органа. Причем процесс подготовки и принятия законов не отождествляется только с этим органом, поскольку в нем участвуют и исполнительная власть, и судебная. Законодательная власть - представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти.
22 Выводы лекции II Принципиальное значение в обосновании высокого места законодательного органа в системе государственной власти имеет его особый характер. Уровень и объем компетенции законодательной ветви власти как по важности, так и по масштабам составляющих ее полномочий превосходит компетенцию второй и третьей ветвей власти.
23 Выводы лекции III Законодательная (представительная) ветвь власти в субъектах Российской Федерации обеспечивает баланс в системе разделения властей, формируя необходимую для деятельности других органов государственной власти законодательную основу, а с другой – обеспечивает гибкое проведение государственной политики посредством оценки представителями народа возможных действий власти и их социально-экономических последствий.
24 Выводы лекции IV Указанное определяет необходимость и сущность взаимодействия трех ветвей власти, что выражается в согласовании различных вопросов, а также в определенной зависимости ветвей власти друг от друга. Как исполнительная, так и судебная власти действуют лишь на основе норм права, принимаемых законодателями. Но последние вырабатывают эти нормы не в отрыве, а в тесной связи и на базе проектов и предложений, исходящих преимущественно от органов исполнительной власти.
25 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! ВАШИ ВОПРОСЫ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.