Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемquality.petrsu.ru
1 Гарантии качества образования для развития высокотехнологичных отраслей экономики 2010 Санкт Петербург
2 Учреждения высшего профессионального образования по федеральным округам Федеральный округГосударств.Негосударств. ВузыФилиалИтогоВузыФили алы Итого Дальневосточный федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Центральный федеральный округ Южный федеральный округ За пределами РФ Итого
3 Демографические тенденции и образование 1.Общее образование: сокращение числа обучаемых к 2010 г. составит 23% 2.НПО: к 2010 г. - 36% 3.СПО: к 2010 г. - 26% 4.ВПО: до 2006 г. – рост, а после – сокращение к 2010 на 16%
4 Предмет экспертизы при ГА III Содержание подготовки выпускников Качество подготовки выпускников ФГОС и ФГТ Показатели деятельности ОУ по виду Утвержденный перечень показателей деятельности по видам (МОН) Утвержденные критерии показателей деятельности по видам (аккредитационный орган) да/нет Экспертиза соответствия ПоказателиКритерии ПоказателиКритерии Показатели деятельности филиалов
6 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Невыполнение лицензионных требований; Нарушения в реализации государственных образовательных стандартов; Недостаточные знания студентов; Низкое качество выпускных квалификационных работ; Представление недостоверной информации; Невыполнение аккредитационных показателей. НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
7 Как изменить ситуацию? В процессе разработки (совершенствования) лицензионных условий и аккредитационных показателей: Учесть перечень специальностей, востребованных рынком труда в конкретных регионах. Дать «зеленый свет» образовательным учреждениям, имеющим собственную материальную базу, оснащенную современным оборудованием, и способным ее развивать. Повысить требования к качеству проведения образовательного процесса, к преподавателю и к руководителю учебного заведения
8 8 Основные тренды развития современной системы профессионального образования России Кратко описывая основные тренды развития современной системы профессионального образования Российской Федерации, можно сказать, что она развивается в рамках общеевропейского развития согласно целям, установленным Болонским и Копенгагенским меморандумами, - в частности по двухуровневому высшему образованию 1. Важным фактором, существенно влияющим на конфигурацию системы мотивации является разработка Государственных Образовательных Стандартов 3-го поколения 2, требования к которым нельзя не учитывать. Также необходимо учитывать последние изменения в российском законодательстве: от введения Единого Государственного Экзамена в штатный режим 3 и начале эксперимента по созданию прикладного бакалавриата 4 до разрешения на создание малых инновационных предприятий при образовательных учреждениях 5. Следует понимать, что реализация системы мотивации будет проводиться в условиях демографической ямы и мирового экономического кризиса. Все происходящие изменения требуют достаточно быстрой реакции на них. 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» 2. Порядок проведения Единого государственного экзамена. Рег от г. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» 4. Закон 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" 5. Закон 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
9 99 ПОНИМAНИE КAЧEСТВA ОБРAЗОВAНИЯ В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: Кaчeство преподавательского состава Кaчeство преподавательского состава Нaучно–исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa Нaучно–исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa Состояние материально-технической базы учебного заведения. Состояние материально-технической базы учебного заведения. Качество учебных программ Качество учебных программ Качество студентов Качество студентов Качество знаний Качество знаний Востребованность выпускников на рынке труда Востребованность выпускников на рынке труда Достижения выпускников Достижения выпускников Обрaзовaниe формируeт интeллeктуaльноe и духовноe состояниe общeствa
10 Оценка знаний выпускника Рейтинг выпускника Самооценка качества трудоустройства Качество выпускника по оценке работодателя Качество выпускника по оценке преподавателей Оценка психологического теста выпускника Оценка выпускника по анкетным данным Послевузовская оценка выпускника Индикаторы качества выпускников
11 Инновации в образовании. Болонский процесс. Два цикла ВО (бакалавр, магистр) и специалист Система четких и сопоставимых степеней (приложение к диплому) Мобильность студентов и преподавателей Гарантии качества инновации в ВО, (учебн. планы, межинституциональное сотрудничество,…) Система кредитов по типу ECTS
12 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Европейские стандарты и рекомендации (директивы, руководства, руководящие принципы) для систем гарантии качества в европейском пространстве высшего образования (ESG), 2005 г. 1.Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества в вузах 2.Европейские стандарты и рекомендации для внешней гарантии качества высшего образования 3.Европейские стандарты для аккредитационных агентств
13 Основные мировые тенденции в сфере гарантии качества сводятся к следующему: Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран. Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть – в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
14 Этапы формирования системы качества образования Создание систем РИТМ, ЦИПС ( г.) Создание ГОС (1993 г.) Создание системы контроля качества (1993 г.) Общественная (специальная, профессиональная) аккредитация (1996 г.) Создание системы независимой институциональной аккредитации (2000 г.) Аккредитация за рубежом (2000 г.) Ориентация на остаточные знания, умения и навыки выпускников (2002 г.) Внутривузовская система качества (2002 г.) Типовая модель системы качества образовательного учреждения (2005 г.) Механизмы общественно-профессиональной оценки (2006)
15 Терминологический словарь © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
16 - Модель контроля за соблюдением вузами и филиалами вузов условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией (постоянно действующие комиссии) - Привлечение работодателей и студентов к оценке качества подготовки выпускников образовательных учреждений - Модели управления качеством образования в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования - Типовая модель системы качества образовательного учреждения - Модель Интернет-экзамена для контроля качества подготовки студентов Модели внешней экспертизы качества образования - Модель контроля качества деятельности ОУ в рамках госаккредитации Модели внутренней экспертизы качества образования - Модели общественно-профессиональной аккредитации
17 Результаты Конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в 2009 г. Количество учебных заведений, представивших отчет о своей деятельности по модели конкурса – 57, в том числе: – высших учебных заведений – 44, – филиалов – 4, – средних специальных учебных заведений – 9.
18 Победители по номинациям в 2009 году: «Лауреат» среди учреждений ВПО – Марийский государственный университет, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Тверской государственный университет, Череповецкий государственный университет, Рязанский государственный радиотехнический университет «Дипломант» среди учреждений ВПО - Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е. Алексеева, Ульяновский государственный технический университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. «Лауреат» среди учреждений СПО - Челябинский монтажный колледж. «Дипломант» среди учреждений СПО - Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления.
19 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования в отрасли Отраслевой совет (орган консолидированных работодателей по ВЭД) Национальное агентство развития профессиональных квалификаций Разработка ПС Актуализация перечня профессий Внедрение системы сертификации персонала Анализ потребности отраслевого рынка труда Система образования в РФ Разработка ОС на основе ПС Актуализация перечня специальностей Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда
20 Индекс профессионального потенциала выпускника вуза Система общественных оценок РейтОР индекс профессионального потенциала выпускника индекс профессиональной подготовки индекс адаптивности индекс общественной значимости вуза Оценка профессиональных качеств и адаптивности (личных качеств) выпускника со стороны: выпускника работодателя преподавателя - уровень профессиональной компетенции - будущее значение дисциплин для работы по специальности - готовность к профессиональной деятельности - личные качества - критерии жизненного успеха - критерии карьеры …… -профессиональная подготовка - личные качества - готовность к трудовой жизни - сравнение выпускников по уровню компетенции - критерии при приеме на работу - критерии карьеры …… - компетенции выпускников - уровень обучаемости выпускников - престижность профессии …… показатели показатели показатели Методология агентства 25 Для построения индекса использовалось ранжирование составляющих индикаторов на основе факторного анализа. Базу для расчетов составили три индекса: профессиональной подготовки, адаптивности, общественной значимости вуза. Рейтинги вузов по этому индексу представлены на слайдах
21 Международный форум «Гарантии качества профессионального образования» ноябрь 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – ДЛЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ» © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
22 Благодарю за внимание! Круглов Виктор Иванович Круглов Виктор Иванович Тел/факс: Тел/факс: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.