Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.o-detstve.ru
2 «Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется.» П.П.Бажов Свою автобиографию писатель разместил на трёх страницах, но о его жизни написаны десятки книг. «…Родился 27 января (15 по старому стилю) 1879 г. в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда, Пермской области. Отец по сословию считался крестьянином, но работал на заводе… мать кроме домашнего хозяйства занималась рукоделием «на заказчика». Дом Бажовых, Сысерть Комната в доме Бажовых, Сысерть
3 Павел был в семье единственным сыном. Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так он оказался в духовном училище г.Екатеринбурга. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. После окончания Павел должен был стать священником, но отказался от этого. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много сил Павел Петрович отдавал работе в области народного образования, строительству школ и библиотек, устройству народных домов. Домик П.Бажова, художник А.Рыжков
4 В гг. Павел Петрович создал несколько историко- документальных книг, главным образом посвящённых Уралу. Первая книга Бажова – «Уральские были» вышла в Екатеринбурге в 1924 г. Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказочнику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творческую деятельность он награждён орденом Ленина – первым и единственным из числа уральских писателей. «Сказы Бажова. Старик-камень». Художники Патокины
5 «Сказ» похож на устный монолог - повествование, передачу чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки. Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
6 Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой- поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. «Медной горы Хозяйка», «Огневушка- поскакушка», «Данила-мастер». Авт. В.В.Васильев
7 Сказ открывает цикл, в который входят: - «Медной горы Хозяйка»,1936г ; - «Малахитовая шкатулка», 1938г ; - «Каменный цветок», 1938г ; - «Горный мастер», 1939г ; - «Хрупкая веточка», 1940г ; - «Две ящерки», 1939г ; - «Травяная западёнка», 1940г ; - «Таюткино зеркальце», 1941г ; а также два незавершённых сказа - «Тёплая грань» и «Хозяйкино зарукавье». Хозяйка Медной горы – осевой центр цикла. Хозяйка Медной горы (Малахитница, Хозяйка) владеет подземными богатствами, секретом красоты, контакты с ней заканчиваются печально, поэтому люди её боятся. «Медной горы Хозяйка» В. Челак
8 Динамику сюжета составляет борьба двух сил: социальной несвободы и демонического влияния Хозяйки. Степан, столкнувшись со всемогущей Хозяйкой, ведёт себя достойно. Он не уклоняется от испытаний, которые она устраивает ему, видя в нём возможного супруга. Первое – он должен был при людях сказать приказчику: Хозяйка «заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался». После этого Степану назначили урок «вовсе несообразно». Второе – испытание богатством. Хозяйка показала своё «приданое» и потребовала:«Прямо говори, берёшь меня замуж, али нет?» - на что Степан ответил: «Не могу, потому другой обещался» Третье испытание – забыть красоту Малахитницы – Степан не выдерживает: он её помнил всегда, поэтому «счастья в жизни не поимел», хотя женился, завёл семью, дом «обустроил», но «невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял.» «Медной горы Хозяйка» К. Кукулиева
9 Вначале сказ имел название «Тятино подаренье» Один из самых объёмных и «густонаселённых» сказов – больше десятка основных персонажей и примерно столько же собирательных образов – родня, «девки-бабы», «народ», приказчики, служащие и т.п. Действие происходит примерно в течение 10 лет и в разных местах: в Полевском заводе, Екатеринбурге и в столице. Рассказчик, дед Слышко, и все персонажи не только верят в реальность тайной силы, но и считают вполне естественным включённость в быт чудесных предметов. Н – р, пуговка, в которой появлялась «странница» и что-то показывала и объясняла Татьяне. В сюжетном плане сказ продолжает историю семьи Степана после его гибели. Из предыдущего сказа перешли образы Настасьи и Малахитницы, «знающего» человека и малахитовой шкатулки. «Малахитовая шкатулка» Б. Игнатьев
10 Входит в цикл, содержащий историю семьи Данилы – мастера. Включает также сказы: - «Горный мастер», - «Хрупкая веточка». В основе сказа и цикла в целом – различное отношение старых и молодых мастеров к камнерезному искусству. Это различие становится ещё более показательнее, когда ученик начинает отвергать профессиональные критерии своего наставника. «Каменный Цветок» В. Челак
11 повествуется о мастере Прокопьиче: он крепостной, « в пожилых годах», не имеет ни жены, ни детей и вынужден по барскому приказу обучать подростков камнерезному ремеслу. Прокопьичу «жаль расставаться со своим мастерством», поэтому учит он «худо» – бьёт учеников, « всё у него с рывка да с толчка», и ученики уходят. Не ушёл только Данила: ему некуда уходить, он – бездомный сирота. Данила прошёл все стадии обучения и был признан мастером. Молодой Данила стремится познать свой материал, «полную силу камня самому посмотреть и людям показать». Данила оставляет в неведении любимую девушку и уходит к Хозяйке, чтобы увидеть каменный цветок и приобщиться к высшей тайне камнерезного искусства. Афиша к фильму «Каменный цветок», исполнители главных ролей Тамара Макарова и Владимир Дружников
12 Действие происходит через «два либо три года», как исчез Данила. Хозяйка отпустила Данилу, потому что он не мог забыть людей и свободу. Невеста Данилы освободила его из неволи. Хозяйка пожелала ему: чтобы всё, чему научился он в горе, осталось бы у него в памяти, но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть. «Горный мастер» В.Волович
13 Рассказывается о семейной жизни Данилы и Катерины. Они создали крепкую семью, преодолели негативное поселковое мнение, их верность прошла испытание тайной силой. Чётко определены роли отца и матери. У них 8 сыновей и дочка – это, как говорят в народе, «богатая семья». Главный герой сказа – Митя, Митюшка, Митяйко, Митюнька, а когда стал взрослым парнем – Митюха. В семье его любили, «все братья слушались его». «Он в семье – то ровно огонёк в лесу…» Но семейный лад нарушает барин: увидев, что Данила и Катерина живут в достатке. Им удвоили оброк. В семье «всех прижало, а робятам хуже всего: до возрасту за работу сели.» Возникает конфликт семьи Данилы и барина. Конфликт разрешится публичным посрамлением барина: «Митюха схватил баринову палку за тонкий конец да как хряснет набалдашником по лбу, так барин на пол и сел и глаза выкатил». Все остолбенели, а Дмитрий вышел и «куда – то подевался».
14 При первой публикации был назван сказкой, позже П.П.Бажов относил к сказам «детского тона.» Повествование ведётся с выраженной установкой на достоверность: упоминается посёлок Глинка, Полдневая сторона. Сам рассказчик говорит, что всё происходило «в нашем заводе». Кокованя – прозвище, не придумывается, а выбирается из числа бытовавших. В прозвище Кокованя два смысловых мотива – одиночества и весёлости. Имя девочки – Дарья, Дарёнка – осмысляется по принципу народной этимологии – подарёнушка. Кошка Мурёнка – третий персонаж – «…кошка маленькая и до того худая да ободраная, что редко кто такую в избу пустит». Неприятный вид кошки замечают только взрослые, а девочка её любит, кладёт с собой спать, ласкает. «Серебряное копытце» Г. Мосин
15 Адресуя сказ детям, писатель сознательно идеализирует жизнь героев: у каждого своё дело, добра у них немного, зато согласие, радость общения. «Кокованя…на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка…мышей ловила.» Народная этическая традиция требует благополучного завершения рассказа о гонимых сиротах, старых бобылях, и П.П.Бажов её не нарушает. Сказ завершается сказочно – неопределённо: получив от Серебряного копытца полшапки камней, герои стали жить – поживать. «Серебряное копытце» М. Успенская
16 «Огневушка – поскакушка» относится к сказам «детского тона». В этом сказе, говорил П.П.Бажов «изображается открытие золота, которое… «сидит редькой», т.е. сверху более или менее широкие гнёзда, а потом суживаются, сходят на нет. Сюжетно – композиционная основа 3 встречи Поскакушки с людьми. Создавая сказочный сюжет о помощи волшебной силы обездоленному ребёнку, писатель тщательно проработал мотив сиротства. Герой сказа – 8-летний мальчик Федюнька. У него есть отец, но мальчик находится на положении сироты: мать умерла, отец снова женился, и, как положено в сказке, «мачеха попалась, прямо сказать, медведица». Федюнька живёт с чужим дедом на прииске. Дед передаёт ребёнку свои знания, опыт, и это является основной моральной ценностью. «Огневушка-поскакушка» В. Челак
17 Помощь Огневушки частично восполняет ему нехватку материнского тепла и отцовской заботы. Изображая контакт мальчика с Огневушкой, писатель вводит в сюжет волшебные предметы: снежный клубочек, чудесную лопатку. Вводится сказочный закон повествования «подумано – сделано» Поскольку герой сказа – ребёнок, писатель превращает фольклорную «девку» Поскакушку в «махонькую девчоночку, рыженькую, в голубом сарафанчике и с голубым платочком», которая постоянно находится в движении, в пляске, причём её танец наглядно представляет подземную золотую редьку. «Огневушка-поскакушка» Г. Кетов
18 Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество. Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях. Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации. Пасхальное яйцо «Хозяйка Медной горы», дерево. В.А. Панин. Палех, Хозяйка Медной горы, бронза. А.Н. Четвериков Спектакль Омского кукольного театра «Серебряное копытце»
19 Бажовская энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. – Екатеринбург: Сократ, – 639 с. Мастер, мудрец, сказочник: Воспоминания о П. Бажове. – М.: Сов. писатель, – 590 с. Татьяничева Л. Слово о мастере несравненном. – Собр. соч. В 3т. / – М.: Худож. лит., – Т. 3. – С "Уральский волшебник П.П. Бажов. Удивительная жизнь сказов // "Образование Урала" – Бажовских сказов дивные места. – Журнал «Урал». О Бажове. – П.П. Бажов. Собрание сочинений в трёх томах.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.