Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtgspa.ru
1 Циклизация в прозе Серебряного века (Д.С.Мережковский, Н.С.Гумилев, И.А.Бунин) Иллюстративные материалы к лекции доц. кафедры литературы Тобольского пединститута им. Д.И.Менделеева кандидата филол.наук доц.Г.И.Роговой
3 Циклизация в прозе Серебряного века Материал лекции: Материал лекции: Структура циклов Д.С.Мережковского «Итальянские новеллы» «Итальянские новеллы» и Н.С.Гумилева «Тень от пальмы» «Тень от пальмы» Материал практического занятия: Материал практического занятия: «Темные аллеи» «Темные аллеи» И.А.Бунина: И.А.Бунина: Структура и идейное содержание цикла. Структура и идейное содержание цикла.
4 Предмет нашего разговора: Предмет нашего разговора: произведения ряда писателей, для которых, как и для А.Блока, особое произведения ряда писателей, для которых, как и для А.Блока, особое значение имел принцип циклизации: «Итальянские новеллы » Д.С.Мережковского и цикл новелл и цикл новелл «Тень от пальмы» Н.Гумилева
5 Об особенностях циклизации в лирике А.Блока и поэтов Серебряного века известно из монографии Об особенностях циклизации в лирике А.Блока и поэтов Серебряного века известно из монографии Л.Я.Гинзбург «О лирике». - М.,1976 Наша задача – убедиться, что этот композиционный прием был характерен и для прозы рубежа Х1Х-ХХ веков Наша задача – убедиться, что этот композиционный прием был характерен и для прозы рубежа Х1Х-ХХ веков
6 План лекции 1.Понятия «сборник» и «цикл». 2.Итальянская тема в русском художественном сознании и особенности жанра новеллы эпохи Возрождения (праформы современной новеллы) 3.Идейно-художественное содержание «Итальянских новелл» Д.Мережковского: особенности циклизации; особенности циклизации; структура сборника и принципы объединения рассказов в цикл. структура сборника и принципы объединения рассказов в цикл. 4.Заголовок и композиция в цикле новелл Н.С.Гумилева «Тень от пальмы»
7 Часть первая Истоки жанра новеллы исследователи видят в Итальянской новелле эпохи Возрождения. Истоки жанра новеллы исследователи видят в Итальянской новелле эпохи Возрождения. Для русской культуры значима и эпоха Возрождения, и жанровые традиции малой прозы, истоками имеющие итальянскую литературу, и сама Италия. Для русской культуры значима и эпоха Возрождения, и жанровые традиции малой прозы, истоками имеющие итальянскую литературу, и сама Италия.
8 По словам Ваулиной Е., Комоловой Н., Мочульского К., Муратовой К., Мусатова В. Италия была в центре внимания художников и в XVIII, и в XIX, и в XX веке. Итальянская тема
9 Итальянская тема в русском художественном сознании настойчиво и последовательно появляется уже в Х1Х веке Это отмечают исследователи в работах, посвященных Это отмечают исследователи в работах, посвященных А.Пушкину, Е.Баратынскому, К.Батюшкову, А.Пушкину, Е.Баратынскому, К.Батюшкову, П.Вяземскому, Н.Языкову Н.Гоголю, П.Вяземскому, Н.Языкову Н.Гоголю, В.Майкову, В.Майкову, Ф.Тютчеву Ф.Тютчеву
10 Это отмечают исследователи в работах, посвященных Д.Мережковскому, В.Брюсову, М.Волошину, Д.Мережковскому, В.Брюсову, М.Волошину, А.Блоку, В.Иванову, А.Блоку, В.Иванову, Н.Гумилеву, О.Мандельштаму, Н.Гумилеву, О.Мандельштаму, А.Ахматовой, А.Ахматовой, Б.Пастернаку. Б.Пастернаку.
11 Итальянская тема в творчестве писателей-символистов Обращаясь в своих стихах к образу Италии, поэты и спользовали такие обращения, как «желанная», «страна богов», «сказка».
12 Итальянская тема Италия для всех поэтов–символистов Италия для всех поэтов–символистов выступала как выступала как некий символ красоты, некий символ красоты, святыня великого искусства, святыня великого искусства, родина души, родина души, земля обетованная, которая связывает прошлое с настоящим, земля обетованная, которая связывает прошлое с настоящим, как источник неиссякаемой духовной силы, как источник неиссякаемой духовной силы, как залог будущего возрождения. как залог будущего возрождения.
13 Итальянская тема Внимание к этой стране на уровне идеи на уровне идеи связано с обращением к темам любви,искусства,философии,истории.
14 Итальянская тема На уровне формы в прозе интерес вызывает жанр новеллы, который позволяет отвлечься от ежедневного и обыденного. На уровне формы в прозе интерес вызывает жанр новеллы, который позволяет отвлечься от ежедневного и обыденного.
15 Особенности жанра новеллы в Италии Новелла Ренессанса появляется в составе сборника, Новелла Ренессанса появляется в составе сборника, Новеллы в составе сборника идут в определенном, строго продуманном порядке, Новеллы в составе сборника идут в определенном, строго продуманном порядке,
16 Особенности жанра новеллы в Италии Большинство новелл представляет собой бытовые анекдоты, факты и наблюдения, изложенные живым разговорным языком.
17 Особенности жанра новеллы в Италии Скреплены при помощи обрамляющего рассказа, Скреплены при помощи обрамляющего рассказа, Мораль вытекает не логически, а психологически, Мораль вытекает не логически, а психологически,
18 изящные стилизации прошлого окрашиваются в тона легкой иронии, в тона легкой иронии,
19 особая роль отводится пейзажу, выражавшему выражавшему романтические или мистические чувства и настроения героев;
20 В новеллах отражаются наиболее значимые для культурного сознания рубежа веков темы: появляется интерес к смутным переживаниям, появляется интерес к смутным переживаниям, подсознательным глубинам человеческой психики, подсознательным глубинам человеческой психики, что иногда придает изображаемым образам туманность и загадочность. что иногда придает изображаемым образам туманность и загадочность.
21 Часть вторая
22 Особенности цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского
23 Дмитрий Сергеевич Мережковский Поэт Романист Критик Публицист Новеллист
24 Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысливали его современники: Г.Адамович, А.Белый, Н.Берберова, Н.Бердяев, В.Брюсов, З.Гиппиус, В.Ходасевич и
25 Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысляют современные литературоведы: П.Басинский, О.Дефье, современные литературоведы: П.Басинский, О.Дефье, И.Ильин, А.Киреев, Л.Колобаева, Л.Пильд, С.Сапожков, И.Ильин, А.Киреев, Л.Колобаева, Л.Пильд, С.Сапожков, А.Соколов. А.Соколов.
26 « Итальянские новеллы » В центре нашего внимания - семь новелл Д.Мережковского
27 Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» «Любовь сильнее смерти» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Наука любви» «Железное кольцо» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Превращение» «Микеланджело» «Микеланджело» «Святой Сатир» «Святой Сатир»
28 Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» Наша задача – обратить внимание на их идейно-художественное своеобразие Наша задача – обратить внимание на их идейно-художественное своеобразие
29 Обозначив показатели цикла и формы его презентации в новеллах, мы должны решить, что позволяет считать новеллы Д.С.Мережковского циклом
30 Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Тематический круг «Итальянских новелл» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»
31 Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир
32 Жанровое своеобразие новелл сборника Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир» Литературные Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог и структура цикла
33 Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир
34 Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Архетип инициации В каждой из новелл прослеживается процесс инициации, который «складывается из четырех фаз:
35 процесс инициации складывается из четырех фаз : 1)фаза ухода (расторжение прежних родовых связей индивида), 2)фаза символической смерти,
36 процесс инициации складывается из четырех фаз : 3)фаза символического пребывания в стране мертвых (умудрение, приобретение знаний и навыков взрослой жизни, накопленных предками),
37 процесс инициации складывается из четырех фаз : 4)фаза возвращения (символическое воскрешение в новом качестве)» [Тюпа 2001: 44].
38 Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Фабула цикла Обратившись к фабуле цикла, мы приходим к выводу, что мысль писателя сконцентрирована вокруг проблемы любви, что было характерно для итальянских новелл эпохи Возрождения.
39 Однако не менее важным для Мережковского было показать, что человек, всю свою жизнь находящийся в зависимости от общественного мнения, должен доверять себе.
40 Темой фабульного повествования становится жизнь вообще и человек как таковой на разных ее этапах.
41 Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Сюжет цикла « Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир » – юность молодость старость зрелость
42 Композиция цикла « Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» «Превращение» – «Микеланджело» «Святой Сатир » – Экспозиция Заключение Вымышленные сюжеты Реальность Эпилог
43 Конфликт цикла «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» Семья ВНЕШНИйМИрВНЕШНИйМИр ОбщеСТВоОбщеСТВо Школа В н у т р е н н и й мир
44 Жанр: повесть в новеллах новеллы « Любовь сильнее смерти» «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Структура повести Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Любовь, судьба человека от момента вхождения в жизнь до момента ухода из нее – смерти
45 Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы»: «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»
46 «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку имеет: имеет: единство темы и структуры, единство темы и структуры, развитие авторской мысли от первой новеллы до последней. развитие авторской мысли от первой новеллы до последней.
47 «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку отдельные новеллы представляют собой составные части единого целого, чем и определяется единство структуры всего цикла; отдельные новеллы представляют собой составные части единого целого, чем и определяется единство структуры всего цикла; в цикле каждая новелла имеет свою идею и, входя в состав целого, участвует в порождении другого смысла, возникающего поверх единиц,составляющих единое целое. в цикле каждая новелла имеет свою идею и, входя в состав целого, участвует в порождении другого смысла, возникающего поверх единиц,составляющих единое целое.
48 Частьтретья
49 цикл новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Страшась чего-нибудь не знать, Грызясь за почести с другими, Как пес, он должен защищать Годами созданное имя. Н. Гумилёв
50 Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы »
51 ряд прозаических произведений Н.С. Гумилёва, собранных под авторским названием «Тень от пальмы», является циклом с чёткой структурой, единой идеей и развитием темы
52 Цикл новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Пальма Огромные, расположенные по кругу листья напоминают солнечный диск, понимаемый как нечто высокое, незапятнанное, но требующее от человека всеми силами его души соблюдать такую же чистоту и святость
53 Цикл новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Тень Провозглашая «тень» основой цикла, Н.С.Гумилёв утверждает жизнь всего земного, грешного, темного, дьявольского («как враг света дьявол сам был тенью» [Тресиддер 2001; 368]).
54 « Тень от пальмы » «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» «Принцесса Зара» «Золотой рыцарь» «Последний придворный поэт» «Дочери Каина» «Чёрный Дик» «Лесной дьявол» «Скрипка Страдивариуса» «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал» Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал»
55 «Путешествие в страну Эфира» «Путешествие в страну Эфира» Реальность/ наркотический мир жизнь / смерть Тело / дух «Черный генерал»
56 « Тень от пальмы » «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» (1908г) «Принцесса Зара» (1908г) «Золотой рыцарь» (1908г) «Последний придворный поэт» (1908г) «Чёрный Дик» (1908г) «Дочери Каина» (1908г) «Лесной дьявол» (1908г) «Скрипка Страдивариуса» (1908г) любовь страсть служение божеству охрана грехов избавление обречение вдохновение искушение
57 « Тень от пальмы » Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» (1916г) «Чёрный генерал» (1917г)
58 Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Темы значимые для эпохи: любовь («Радости земной любви» «Чёрный Дик») любовь («Радости земной любви» «Чёрный Дик») служение («Принцесса Зара», «Дочери Каина» ) служение («Принцесса Зара», «Дочери Каина» ) религия («Золотой рыцарь», «Лесной дьявол» ) религия («Золотой рыцарь», «Лесной дьявол» ) творчество («Последний придворный поэт» «Скрипка Страдивариуса» ) творчество («Последний придворный поэт» «Скрипка Страдивариуса» )
59 Для Н.С. Гумилёва значимая проблема - соединения «темного» и «светлого» начал в жизни (« Путешествие в страну Эфира », (« Путешествие в страну Эфира », « Чёрный генерал » ) « Чёрный генерал » )
60 Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Соединение темного и светлого определяет структуру цикла, в котором последовательно выдерживается это противопоставление, подчеркивающее сложность бытия и человеческой жизни.
61 Часть четвертая Итоги наших наблюдений Итоги наших наблюдений
62 Итоги наших наблюдений: Поиски новых художественных форм на рубеже Х1Х-ХХ веков, тяготение к соборности приводят русских писателей к циклизации, которая проявляет себя как в лирике – в большей степени, так и в прозе ряда писателей, среди которых особое место занимают циклы рассказов как Д.Мережковского, так и Н.С.Гумилева и И.А.Бунина Поиски новых художественных форм на рубеже Х1Х-ХХ веков, тяготение к соборности приводят русских писателей к циклизации, которая проявляет себя как в лирике – в большей степени, так и в прозе ряда писателей, среди которых особое место занимают циклы рассказов как Д.Мережковского, так и Н.С.Гумилева и И.А.Бунина
63 Итоги наших наблюдений Принципы циклизации выражают авторскую мысль и зависят от особенностей творческой индивидуальности писателя: Принципы циклизации выражают авторскую мысль и зависят от особенностей творческой индивидуальности писателя:
64 Итоги наших наблюдений в центре внимания Д.Мережковского – закономерности жизни человека, истоки его судьбы; решая эти проблемы, он обращается к приему стилизации, погружая своего читателя в давние времена, связанные с эпохой расцвета культуры. в центре внимания Д.Мережковского – закономерности жизни человека, истоки его судьбы; решая эти проблемы, он обращается к приему стилизации, погружая своего читателя в давние времена, связанные с эпохой расцвета культуры.
65 Итоги наших наблюдений Н.С.Гумилев с помощью циклизации обращает внимание на миропорядок, законы внечеловеческого бытия, утверждая могущество и всесилие зла в мире; Н.С.Гумилев с помощью циклизации обращает внимание на миропорядок, законы внечеловеческого бытия, утверждая могущество и всесилие зла в мире;
66 Итоги наших наблюдений И.А.Бунин в центр внимания своего читателя ставит проблему состоятельности человека в любви и жизни; предметом наблюдений и изображения он делает обыденную жизнь, но в своих рассуждениях поднимается над бытом на уровень вневременных проблем всечеловеческого бытия. И.А.Бунин в центр внимания своего читателя ставит проблему состоятельности человека в любви и жизни; предметом наблюдений и изображения он делает обыденную жизнь, но в своих рассуждениях поднимается над бытом на уровень вневременных проблем всечеловеческого бытия.
67 Литература для обязательного изучения: I.Проблема циклизации: I.Проблема циклизации: 1. Гинзбург Л.Я. О лирике.М., Долгополов Л.К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца Х1Х – начала ХХ века.М.;Л., Дарвин М.Н. Русский лирический цикл:Проблемы теории и анализа.Красноярск, Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе Х1Х века.СПб.,1999
68 Литература для обязательного чтения: Мережковский Д.С. «Итальянские новеллы» Мережковский Д.С. «Итальянские новеллы» Гумилев Н.С. «Тень от пальмы» Гумилев Н.С. «Тень от пальмы» На главную На главную На главную На главную
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.