Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.fondgp.ru
1 Знания как предмет управления с точки зрения методологии: интеллектуальный, институциональный и инструментальный контексты Доклад на ХV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2009 г. П.В.Малиновского
2 Зачем нужно управлять знаниями? «Scio me nihil scire» = «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ). "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (царь Соломон, Еккл 1:17,18).Еккл 1:17,18 Knowledge itself is Power (F.Bacon).
3 Глобальный кризис: переходя к «обществу знаний»? "То, что происходит сегодня в мире, можно назвать скорее хаосом, а не кризисом", - заявил 21 февраля 2009 г. премьер-министр Армении Тигран Саркисян, выступая на проходящем в армянском курортном городе Цахкадзор международном экономическом форуме "Мост-2009».Тигран Саркисян "Мы с вами - свидетели формирования нового мира, и сегодня никто не берет на себя смелости дать оценку этому новому миру. Процессы, которые происходят, оцениваются как хаос, иногда их называют кризисом. Но, на самом деле, кризис - лишь результат происходящих процессов", - отметил премьер. "Теория цикличного развития, утверждающая, что спираль всегда возвращается на новый уровень, но с той же закономерностью, в данном случае не действует, так как имеет место не цикличное развитие, а формирование нового мира", - заявил Тигран Саркисян. "Если мы имеем дело с формированием нового мира, то закономерности, которые были присущи предыдущей форме самоорганизации общества, больше не будут проявляться. Это означает, что должна быть новая логика, которую мы с вами еще не в состоянии высчитать", - отметил глава правительства Армении. "Протекционизм набирает обороты. В результате мы можем зафиксировать, что процесс глобализации закончился, и начался процесс локализации", - резюмировал премьер-министр Армении.
4 Причина глобального кризиса Мировое сообщество оказалось не способно управлять глобальной ситуацией (переход от G-8 к G-20). Нет достоверных знаний, чтобы найти правильное решение в сложившейся ситуации (обилие информации не заменяет знаний!). Чтобы справиться с глобальным кризисом (или научиться управлять хаотическими переходами), необходимо овладеть техниками управления знаниями + эффективно использовать знания в практике глобального управления.
5 Что такое управление знаниями? Управление знаниями - это интегрированный, систематичный подход к процессу определения, получения, преобразования, развития, распространения, использования, передачи и сохранения знаний, связанных с достижением определенных целей. Технический отчет Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) «Управление знаниями для эксплуатирующих организаций ядерной индустрии (TECDOC-1510), 2006г.
6 6 Место управления знаниями в системе управления организацией Knowledge Management (KM) Управление знаниями рассматривается как один из способов повышения эффективности деятельности сотрудников организации Управление организацией
7 7 Сравнительный анализ подходов к управлению знаниями ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Фокус на IT технологии ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Фокус на организацию процессов управления знаниями ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ Фокус на корпоративную культуру ПодходКонцепцияОсновные задачи Управление информацией Управление интеллектуальным и человеческим капиталом Управление знаниями Приобретение знаний Хранение знаний Использование знаний Создание знаний БИЗНЕС-ПОДХОД Фокус на бизнес задачи Управление эффективностью деятельности Повышение эффективности деятельности
8 Как совместить эти два подхода: управление знаниями и управление, основанное на знаниях? Знания как предмет управления – с точки зрения СМД- подхода. Базовые достижения ММК: представления о воспроизводстве деятельности и цикле жизни знаний в деятельности, схема «переноса опыта»/ «шага развития», представления о способах мышления и деятельности - позволяют наметить контуры системного представления о практиках обращения со знаниями. Опыт х гг. ХХ века: наряду с практиками мистерии знаний и машинерии знаний оформляется практика инженерии знаний, опирающаяся на рост информационных технологий, и практика феерии знаний – ОДИ.
9 Схемы воспроизводства деятельности и переноса опыта Sit 1 N R Sit 2 Sit 1Sit 2
10 СМД-подход к знаниям как предмету управления Циклы обращения явных знаний, которые стали предметом управления, и циклы обращения неявных знаний, которые являются ключевыми неосязаемыми активами: как их объединить в одном контуре? Представление об ОПЫТЕ как объемлющем контуре. Опыт как совокупность процессов, структур переноса, морфологии способов и совокупности фактов.
11 Опыт как субстанция схемы мыследеятельности (системомыследеятельностное представление категории опыта) Цикл развития опыта Выявление опыта Обобщение опыта Накопление опыта Передача опыта 1 Применение опыта Распространение опыта Совершенствование опыта Умножение опыта Опыт как процесс Сохранение опыта Обмен опытом Передача опыта 2
12 12 Цикл обращения знаний Совершенствование формальных описаний Концептуализация Сбор и накопление знаний Переработка знаний Использование знаний Внешнее представление знаний Адаптация внешних знаний Формирование потребностей в знаниях Выявление потребностей в знаниях Формализация деятельности предприятия Внедрение СУЗ
13 Механизмы процессов обращения явных и неявных знаний Традиционные дисциплинарные механизмы (самоуправляющиеся сообщества используют знаниевые управленческие формы=когнитивные институты и процедуры легитимации) Глобальная профессиональная революция и переход к новым формам самоорганизации сообществ, производящих знания.
14 Рететура Единицы онтометодологического анализа Натуры (1-ая природа) Культуры (2-ая природа) Тектуры Структуры Искусственный Естественный ?
15 Морфология теории деятельности как основания для конструирования онтопрактик (построение онтик) ЛЮДИ Прагматика Парадигматика Синтагматика Сигнификация Экземплификация Реификация ВЕЩИ ЗНАКИ ПРЕДМЕТЫ (как мыслительные машины) Естественно- научные предметы Геометрия Физика Нормативно- деятельностные предметы Педагогика Логика Конструктивно- технические предметы ПроблемыЗадачи Онтологические схемы и картины Модели Общие знания Системы общих знаний Средства Методы Структура научного предмета Принципиальная схема Онтономика научно- исследовательской деятельности
16 Глобальная образовательная революция Армия Социальная сфера Госадминистрирование Предпринимательская сфера Академическая наука Профессиональные Экономические Политические Социальные Транспрофессионалы Парапрофессионалы СМИ и СМК Массовые профессии Свободные профессии
17 Представление о цикле создания (трансформации) знаний Комбинация Результат: системное знание Социализация Результат: позиционное и целевое знание Интериоризация Результат: операционное знание Экстериоризация Результат: концептуальное знание ФЗ НЗ Уровень знания Распространение знания
18 Спираль создания знания в динамике Н1Н2 Н3Н4 Н5Н6 Н7 Ф1Ф2Ф4Ф3Ф5Ф6 Онтологический аспект Эпистемологический аспект Т Цикл 1 Цикл 2Цикл 3 Начало проекта Конец проекта Неформализ. знания Формализ. знания
19 19 Пример прикладной онтологии для Knowledge Management (Art Murray )
20 В поиске upper ontology МД 1 МД 2 апория теории история эмпирия футурия «прошлое» «настоящее» «будущее» t «вечное» Онтология 2 Апория 1 Онтология1
21 Темпоральность опыта t
22 Эволюция форм организации совместной деятельности Архаическая цивилизация – доминируют совместно-взаимодействующие формы организации (органическая организационная культура) Традиционная цивилизация - доминируют совместно-последовательные формы организации (бюрократическая организационная культура) Современная цивилизация - доминируют совместно-индивидуальные формы организации (предпринимательская организационная культура) Постсовременная цивилизация - доминируют совместно-творческие формы организации (партиципаторная/партиципативая/ партнерская организационные культуры)?
23 Глобальный кризис – адаптация систем управления к новым формам организации Время кризиса – переосмысление и конструирование новых форм организации и управления. Осмысление опыта ММК и ОДИ – конкурентное преимущество методологического сообщества
24 Управление = коллективно- распределенная деятельность Управление – это установление и поддержание режима управляемой деятельности Режим Руководитель Администратор Управленец Организатор
25 К прикладной онтологии управления: базовые управленческие схемы Соуправление Самоуправление Управление
26 Формальная онтология управленческой деятельности Рын УФ Знан УФ Колл УФ Бюр УФ Дем УФ Диал УФ
27 Типы управлений (классический менеджмент – система административного управления) Администратор УправленецОрганизатор Руководитель Знан УФ Культура роли Культура власти Культура личности Культура цели
28 Управленческие культуры Рын УФ Колл УФ Бюр УФ Знан УФ Дем УФ Диал УФ Бюрократическая Предпринимательская Клановая (органическая)
29 Откуда берутся ОРУ (организация, руководство, управление) Администратор УправленецОрганизатор Руководитель Знан УФ Культура власти Культура личности ОРУ
30 Что методологи в 80-е годы сделали для совершения глобальной управленческой революции (концепция ОРУ) 1.Предложен конфигуратор знаний. 2.Концепция мыследеятельности и мысль-коммуникации, где диалоговые формы были развернуты в полилог. 3.Демократизация, вовлечение экспертов и широких масс в принятие управленческих решений.
31 Новые управленческие культуры Партиципативная – Диалоговая и Знаниевая управленческие формы (развитие внутриорганизационной коммуникации) Партиципаторная – Демократическая и Знаниевая или Демократическая и Диалоговая управленческие формы Партнерская – Демократическая, Диалоговая и Знаниевая управленческая форма (фрактальная действительность, свободное конструирование)
32 ? Фронт инновационной культуры (вопрос: как будет строиться культура модели?) Рын УФ Знан УФ Колл УФ Бюр УФ Дем УФ Диал УФ Новая бюрократия Новые рынки Новый коллективизм «Community of Practice» «Бюрократия на службе stakeholderов» «Креативные активы»
33 Рын УФ Знан УФ Колл УФ Бюр УФ Дем УФ Диал УФ
34 Три версии конкурирующих политических проектов глобальной цивилизации 1.Америка, Поппер, 1944 «Открытое общество», «свободный мир» (Рын УФ х Дем УФ) 2.Япония, Масуда, 1982 «Информационное общество» (Бюр УФ х Диал УФ), e-правительство 3.ЕС «Общество знаний»,2001 (ДемУФ х Знан УФ)
35 К прикладной онтологии управления: базовые управленческие схемы Соуправление Самоуправление Управление
36 Три парадигмы глобального управления Требование технологической полноты = управление-соуправление-самоуправление Парадигма «свободного мира» (рыночная+демократическая формы управления) Парадигма «информационного общества» (бюрократическая+диалогическая/полилогическая формы управления) Парадигма «сообществ практики» (сommunity of practice) (коллективистская+знаниевая формы управления)
37 Новая фундаментальная онтологическая схема – идеальная модель цивилизаций Реализация принципа популятивности развивающихся субъектов Организация Трансляция Коммуникация Популяция Коммуникация
38 38 Принципиальная схема для прикладной онтологии управления (на основе принципиальной схемы глобальной онтологии как «объекта» управления) Знаниевая УФ Бюрократическая УФ Диалоговая УФ Демократическая УФ Рыночная УФ Коллективистская УФ
39 Три парадигмы глобального социума (глобальной цивилизации) Неформальные (сетевые) собщества (КУФ#РУФ) Информационное общество (БУФ#ДиалУФ) Общество знаний (ДемУФ#ЗУФ) Таким образом, переход к обществу знаний предполагает радикальное изменение управленческой культуры.
40 ? Фронт инновационной культуры (вопрос: как будет строиться культура модели?) Рын УФ Знан УФ Колл УФ Бюр УФ Дем УФ Диал УФ Новая бюрократия Новые рынки Новый коллективизм «Community of Practice» «Бюрократия на службе stakeholderов» «Креативные активы»
41 Чем определяется социодинамика глобальных процессов? Рын УФ Знан УФ Колл УФ Бюр УФ Дем УФ Диал УФ Новая организационная культура (Культура модели), работающая с матричными формами организации
42 Управляя глобальной неопределенностью на основе систем управления знаниями К прикладной онтологии управления знаниями (морфология предмета). Приступая к глобальному надлежащему правлению (Global Good Governance) Расширяя гигантский глобальный граф (Giant Global Graph) Обеспечивая пожизненное образование (Life Long Learning) Созидая системы организационного научения (Organizational Learning) Формируя обучающиеся организации (Learning Organizations) Реализуя трансдисциплинарные партиципаторные исследования действием (Mode-2)
43 Архитектоника ноэматического содержания тематики прагматика парадигматика синтагматика схематики догматики аксиоматики проблематики систематика
44 Достижения ММК в разработке организованностей знания Разработаны техники: тематизации схематизации проблематизации программирования парадигматизации Следующий вызов – оформление новой эпистемы
45 На пути к новой эпистеме Базовые онтологемы (конститутивы) конкурирующих синтагматик. Знаковые системы как: системы сигналов (расколдовывание природного мира) системы ритуалов (символическая связь с сакральным) системы капиталов (постоянно растущие цепочки стоимостей) Новая синтагматика – ризоматические структуры (фракталы)
46 Принципиальная схема разворачивания СУЗ Росатома Поколения Школы Школ Росатом Сети центров СУЗ 3. Школа превосходства Сеть центров превосходств Сеть центров сохранения знаний 1. Школа наследования 4. Школа онтопрактик Сеть центров управления карьерами Сеть центров компетенций 2. Школа Мастеров Передвижные инновационные школы
47 Цикл компетенций Центры компетенций Центры сохранения критических знаний Центры превосходства Центры управления карьерами Метакомпетенции Личностные компетенции Ведущие, стратегические, ключевые компетенции Критические компетенции Бенчмаркинг (тиражирование ключевых компетенций) Развивающие гуманитарные технологии (long life learning) Organizational learning (из личностных компетенций вырастают ведущие)
48 Как управлять компетенциями – неосязаемыми активами? (компетенции – регуляторы взаимосвязи процессов индивидуализации, организационной и профессиональной социализации) Модели компетенций Профессиональная социализация Организационная социализация Индивидуализация Модели компетентностей Модели специалиста, бакалавра, магистра Компетенции
49 Компетенции и центры компетенций Модели компетенций Модели компетентностей Модели специалиста, бакалавра, магистра Профессиональные компетенции Организационные компетенции Персональные компетенции Компетенции Центры превосходства Центры управления карьерами Центры сохранения критических знаний Управление качеством Организационное научение long life learning
50 Треугольник Серпинского Культура модели Новые рынки Новая бюрократия Новый коллективизм Рыночная Бюрократическая Коллективистская Бюрократическая Знан УФ Дем УФ Диал УФ Коллективистская
51 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.