Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool17kaluga.narod.ru
1 Роль кафедры в совершенствовании педагогического мастерства учителя: работа по изучению и внедрению новых технологий.
2 Что получит учитель? 1) Повышение квалификации 2) Возможность применить новые приёмы и методики на своём предмете 3) Возможность вести новый элективный курс
3 Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. А. Гин
4 «Ребята должны быть вовлечены … в творческие занятия, чтобы научиться изобретать…»
5 Задачи проекта Обзор литературы о новых технологиях Выбор технологии, которая заинтересовала членов кафедры. Создание условий для выполнения социального заказа Поиск тьютеров и партнеров в помощь овладения педтехнологией Регистрация на сайтах, подписка на рассылку методических материалов
6 Создание творческих групп, которые работают над вопросом внедрения технологии по своему предмету Обмен мнениями и материалами на заседании кафедры Создание копилки наработок Внедрения технологии в учебный процесс Диагностика удовлетворенности всех членов образовательного процесса Обобщение опыта (мастерские, презентации, доклады, открытые уроки, печатные работы)
7 Ожидаемые результаты проекта 1.Повышение профессионального мастерства педагогов. 2.Повышение уровня творчества педагогов. 3.Обновление содержания образования. 4.Внедрение новых форм и методов работы.
8 Этапы Подготовительный :создание творческих групп Изучение новой технологии. Подготовка учебно-методического комплекса Диагностика предпочтений деятельности педагогов, классных руководителей Апробация Внедрение Обобщение опыта
9 « Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, в часности, технология технического творчества (ТРИЗ) Г. Альтшуллера.»
10 «Ребята должны быть вовлечены … в творческие занятия, чтобы научиться изобретать…»
11 Наша кафедра имеет в наличии необходимые условия для внедрения ТРИЗ-педагогики: – достаточный уровень квалификации педагогов для ведения учебных предметов с применением элементов ТРИЗ; – наличие системы факультативов, интегрированных и элективных курсов; – готовность детей, подтверждённая диагностикой, к освоению расширенного изучения отдельных предметов с помощью ТРИЗ.
12 План Содержание деятельности и тематика Результат Вопросы, рассматриваем ые на заседаниях кафедры «Изучение, разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ- педагогики в образовательное пространство школы». Создание рабочей группы и принятие проекта Заседание кафедры:«Алгоритм решения изобретательских задач». Знакомство с многообразием инструментов, которые имеются в ТРИЗ Заседание кафедры: «Жизненная стратегия Творческой Личности (ЖСТЛ)». Знакомство с эффективными стратегиями и приемами в воспитательной работе Заседание кафедры : «Продвижение ТРИЗ в среднюю школу через скрещивание его с школьными предметами гуманитарного цикла». Пропаганда ТРИЗ-педагогики Заседание кафедры по вопросу использования педагогами ТРИЗ в предметных областях. Рефлексия педагогической деятельности каждого учителя
13 Изучение потребностей обучающихся, запросов семьи и социального окружения АнкетированиеПолучение необходимой информации по социальному заказу Презентация проекта.Ознакомление родителей и учащихся Диагностика предпочтений деятельности учащихся при выполнении ТРИЗ заданий (учителя-предметники, психолог, классные руководители). Выявление и анализ предпочтений учащихся
14 Информационное обеспечение проекта Печать и размножение материалов проекта, размещение материалов на сайте. Обобщение опыта Создание комплекса учебно-методических разработок по ТРИЗ. Издание сборника материалов Обобщение полученного банка данных по ТРИЗ- педагогике. Фестиваль педагогических идей Подготовка презентации проекта (компьютерная версия). Презентация проекта для педагогов использование элементов ТРИЗ в исследовательской работе школьников по подготовке к научно- исследовательским конференциям ТРИЗ-фестиваль для учащихся школы «Тропою открытий» Конкурс презентаций достижений учащихся и педагогов (сайт кафедры, сайт НОУ)
15 Повышение квалификации педагогов Изучение ТРИЗ- педагогики на дистанционных курсах. Самоанализ собственной педагогической деятельности каждого учителя Работа по подготовке внедрения элементов ТРИЗ с целью развития творческих способностей учащихся на II и III ступенях. Разработка компьютерного обеспечения, подготовка дидактического и раздаточного материала по различным учебным дисциплинам. Создание банка задач по различным учебным дисциплинам с использованием ТРИЗ
16 Этапы реализации проекта На какой стадии находимся? Завершена ли работа? Подготовительный: создание творческих групп + Изучение новой технологии + продолжается Подготовка учебно- методического комплекса + продолжается Диагностика предпочтений деятельности педагогов, классных руководителей + продолжается АпробацияНачальные этапы Внедрение - Обобщение опыта -
20 Историческая справка: В 1946 году началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Единственный метод нахождения новых идей, вышедший из России в широкий мир…
21 1.ТРИЗ – это методы решения проблем и задач 2. Формирование сильного мышления за счет системности мышления 3.Развитие творческого воображения 4.ЖСТЛ ( духовная составляющая ТРИЗ) Обеспечивает не только обучение, но и воспитание
22 Некоторые принципыТРИЗ Принцип удвоения, кратности. Принцип «сделать заранее». Принцип копирования. Принцип посредника. Принцип дробления. Принцип «обратить вред в пользу». Принцип разделения в пространстве, во времени. Принцип увеличения(уменьшения)
23 Куда ушли кроссовки? Американская фирма «Рибок», выпускающая кроссовки, построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов воруют обувь и перепродают ее тут же по дешевке. Качество обуви хорошее, основное место сбыта продукции крупные американские и европейские магазины. Как быть? Самое плохое решение применить репрессивные методы. Разделение во времени и пространстве
24 «Зацеловали зеркало»
25 Что предлагает ТРИЗ? Системность мысли Умение видеть мир в противоречиях Способность генерировать неожиданные идеи
26 РТВ «Фактов всегда достаточно – не хватает фантазии» Академик Д. Блохинцев
27 Метод поиска решений творческих задач
28 Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле. Признак А Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Признак Б Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Признак С Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Признак Д Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Признак Е Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Признак... Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант... Морфологический ящик Метод поиска решений творческих задач
29 случайных объектов и их случайных признаках фокальный Метод фокальных объектов (МФО). Он базируется на анализе случайных объектов и их случайных признаках. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.
30 признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. + = круглый легкий мяч
31 Желтый Сочный Круглый Вкусный перенесении новых, ярких, неожиданных свойств выбранных объектов (например, апельсина) на совершенствуемый объект.
32 Понятие Б Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг... Шаг 4 Понятие А Шаг... Ассоциативная цепочка шагов
33 ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце. Ассоциативная цепочка Содержание
34 Дом кошка дерево небо Я сижу дома – вижу кошку – она залезла на дерево – там сидела птица – увидев кота она взлетела в небо. птица
35 Синектика Метод решения творческих задач В переводе с греческого слово "синектика" - «совмещение разнородных элементов».
36 Методы решения творческих задач Метод решения творческих задач - это сходство двух предметов (процессов) в свойствах или отношениях. при работе используют аналогии.
37 Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта в изменённых условиях, вплоть до фантастических. Метод решения творческих задач Цель: усовершенствовать водные лыжи. Поиск аналогов...
38 : Пример аналогии в технике: многие технические объекты построены по аналогии с биологическими Конструкцию лопастей вертолёта "позаимствовали" у стрекозы По аналогии с полётом птицы был придуман аэроплан
39 Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод поиска решений изобретательских задач
40 Суть метода на примере Определение объекта. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка. Объектом избран СТУЛ, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Решаем задачу по шагам. Шаг 1 Шаг 1
41 Произвольный выбор случайных объектов Шаг 2 Шаг 2 Подбираем гирлянду из слов, выбранных наугад. Например: электролампочка – решетка – карман – кольцо – цветок – пляж.
42 Составление комбинаций по 1-м шагам Объединяют каждый рассматриваемый объект с каждым случайным Например: Шаг 3 Шаг 3 стул с электролампочкой, стул с электролампочкой, решетчатый стул, решетчатый стул, стул с карманом, стул с карманом, стул для пляжа, стул для пляжа, электрическое кресло, электрическое кресло,
43 Наименование Признаки случайных объектов Электро- лампочка Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, матовая, цветная. Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов. Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря. Кольцо Металлическое, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с орнаментом, с часами, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц. Цветок Одноцветный, душистый, пятнистый, поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрываюшийся, полевой, горный, осенний, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный. Пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, бугристый, узкий, широкий, длинный. Составляем перечень признаков случайных объектов Шаг 4
44 Генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Если взять только признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д. Генерирование идей Шаг 5 Шаг 5
45 Решайте задачи ТРИЗ и у Вас не будет проблем!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.