Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемprimalka.narod.ru
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2 Понятийный аппарат Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского « проект» означает « брошенный вперёд». Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата.
3 Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде ( естественной и искусственной); Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
4 Особенности организации и методики Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из: объекта труда, изготовленного в процессе проектирования; его преставления в рамках устной или письменной презентации.
5 Типы проектов ИНФОРМАЦИОННЫЕ Сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Предполагают презентацию ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ Доказательство актуальности темы Определение проблемы, предмета и объекта исследования Перечень задач, методов и т.д. СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ Результат деятельности ориентирован на интерес какой- либо группы людей. Требуется внешняя экспертиза ТВОРЧЕСКИЕ Подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник). Результаты оформляются в завершённой форме ( сценарий и т.п.) ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ Совместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результата
6 Стадии разработки проекта 1.Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания ( выбор); 2.Разработка проекта ( планирование); 3.Технологическая стадия; 4.Заключительная стадия ( оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
7 Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. 3.Развитие исследовательских умений.
8 Этапы разработки проекта и их содержание Подготовительный Цель Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды Этап 1
9 Этапы разработки проекта и их содержание Проектировочный Цель Построение ориентировочной схемы действий Содержание деятельности Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности Организационные формы Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» Этап 2 Планирование групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
10 Этапы разработки проекта и их содержание Практический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития Этап 3
11 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Аналитический Цель Рефлексия Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты уроков Семинар, круглый стол, консультация Этап 4
12 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы ученика Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия Этап 5
13 Этапы разработки учебного проекта и их содержание Заключительный Цель Защита проекта Содержание работы ученика Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты уроков Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие Этап 6
14 Проектная технология (проектный метод) Проектный метод (проектная технология) Проблемно-исследовательская технология Исследовать проблемы и проблемные ситуации Имитационного моделирования технология – Рефлексивная технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Деятельностная технология Быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь Самоопределеческая технология Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения… Коммуникативная технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения Приобретать опыт решения жизненно важных проблем
15 Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; 2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
16 Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: 1.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. 2.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 3.Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
17 Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
18 Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования
19 видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Разнообразие проектов Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме
20 Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево игровые информационные проекты практикоориентированные По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
21 Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на: Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроектымежпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.
22 Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть: с открытой или явной координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
23 Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
24 Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповыегрупповые парныепарные личностны е Разнообразие проектов По количеств у участнико в можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительнос ти проекты могут быть:
25 Классификация проектов А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования: морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
26 С чего начинается освоение метода проектов? Начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех педагогов методу и алгоритму проектирования. Далее нужно сформулировать как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились: - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусматривать последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.