Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемportal.loiro.ru
1 Организация урока. Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах. Вариант 1-ый.) Класс делится на группы по 6 человек (в каждой сильные, средние, слабые учащиеся).Распределяются роли (организатор, оформитель и т.д.) Вопросы к произведению предлагаются заранее. Каждый выбирает и готовится по 1-му вопросу. На уроке он выступает в роли эксперта (знатока), обучает всю группу, но вначале сам консультируется у представителей других групп за отдельным столом экспертов. Учитель может спросить любого ученика в группе, даже если он не готовился по данному вопросу. Оценка ставится одна всей группе. При ответе на последний вопрос урока применяется метод «мозговой штурм».Оформляется коллаж из рисунков детей.
2 Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца». Работа учителя русского языка и литературы средней школы N7 г.Гатчины Мушкатёровой Татьяны Павловны
3 Цели урока: 1.Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; 2.Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.
4 Задачи урока. Найти ответы на вопросы: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Как война вторглась в жизнь детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Отношение автора к героям и событиям, в чем это проявляется. Философская глубина и художественное своеобразие произведения.
5 Михаил Михайлович Пришвин Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Паустовский К.Паустовский
6 Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. В 12 лет с друзьями- гимназистами попытался совершить побег в «Азию»(первое устремление к мечте) Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ. Миша Пришвин 8 лет
7 Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. Учительствовал в селе, работал агрономом, в е годы сотрудничал в печати, много путешествовал. Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936
8 М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
9 Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей.
10 Настя и Митраша 1.Где и когда происходит действие? 2.Как жили дети после смерти родителей? 3.Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше? 4.Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?
11 Настя. Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»
12 Митраша. Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». -В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).
13 Толковый словарь. Золотой –1. Сделанный из золота. 2.перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота. 3.перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.
14 Вывод. После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.
15 Жанр произведения– сказка-быль. Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности. Сказка- фольклорная (народная)-занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.(Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом). Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой, но имеет автора, выражает его взгляд на мир.
16 Сказка и быль. Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?
17 Сосна и ель, растущие вместе. Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели? Докажите, что это не просто рассказ, а сказка? Запишите несколько предложений как стихотворение.
18 Сосна и ель С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питанье, сучьями –за воздух и свет. (Есть ритм и одинаково построенные предложения)
19 Вывод. Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
20 Главная проблема произведения–проблема выбора своего пути. 1.О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня? 2.Можно ли сказать, на чьей стороне автор? 3.Как изменилась природа после ссоры детей? 4.Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? 5.Почему он попал в беду? 6.Как вела себя Настя, оставшись одна? 7.Почему Настя забыла о брате? 8.Как автор относится к происходящему?
21 Вывод. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта. Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».
22 Блудово болото –кладовая солнца. Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
23 Травка и Антипыч. 1.Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Почему Пришвин отказался от этого названия? 2.Расскажите о жизни Травки. 3.Почему Травка пришла на помощь человеку? 4.Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
24 Правда Антипыча –правда жизни. Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
25 Вывод. Любовь к Родине к людям к природе к труду к познанию неизведанного Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба.
26 Ответь на вопрос: «Чему меня научила эта книга?» Ответь на вопрос: «Чему меня научила эта книга?» 1. Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг». 2. Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.