Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемevgeniy7733.narod.ru
1 Литература 1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. М.: Магистр, Вольчик В.В. Лекции по экономике отраслевых рынков Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Минск: Новое знание, Порезанова Е.В. Экономика отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. Саратов: Лотос, Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА - М, 1997.
2 Тема 1. Возникновение и развитие научной дисциплины «Экономика отраслевых рынков» 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков 2. Основные проблемы экономики отраслевых рынков
3 Возникновение дисциплины Экономика отраслевых рынков как самостоятельная научная дисциплина ведёт свою историю от середины ХХ века. Многие связывают её возникновение с представителями двух экономических школ - Гарвардской и Чикагской
4 Различные варианты названия дисциплины Industrial Economics (экономика отрасли) Industrial Organization (организация отрасли) Теория организации отраслевых рынков Теория организации промышленности Экономическая теория отраслевых рынков Экономика отраслевых рынков Nozaru tirgus ekonomika
5 Предмет экономики отраслевых рынков Описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами Р. Коуз
6 Определение экономики отраслевых рынков Наука о том, как в различных рыночных условиях производственная деятельность посредством рыночного механизма приводится в соответствии со спросом на товары и услуги, и как несовершенство рыночного механизма и изменения в нём влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей Ф. М. Шерер, Д. Росс
7 Общие признаки экономики отраслевых рынков с микроэкономикой изучение взаимодействия потребителя и производителя; определение влияния рынка на действия производителя и потребителя; анализ ценообразования в различных условиях; учёт различных переменных, влияющих на результат деятельности.
8 Отличительные признаки Микроэкономика учёт наиболее существенных переменных; создание общих моделей Экономика отраслевых рынков учёт многочисленных дополнительных количественных и качественных переменных; создание более конкретных моделей, опираясь на микроэкономику, с наиболее полным учётом практики (эксперимента)
9 Два подхода в изучении отраслевых рынков Системный подход Экономисты Гарвардской школы, профессора Э. Майсон и Д. Бейн Разработана парадигма «Структура - поведение - результат» Микроэкономический подход Экономисты Чикагской школы, Д. Стиглер и др. Подход с точки зрения теории ценообразования, использующий микроэкономические модели
10 Парадигма «Структура - поведение - результат» (первоначальный вариант)
11 Парадигма «Структура - поведение -результат» (уточнённый вариант)
12 Необходимость государственного регулирования рынка вызвана ситуациями, когда рынок, в силу различных причин, оказывается в кризисной ситуации
13 Роль государственной политики в отношении отраслевых рынков определяется ответами на вопросы Насколько серьёзным является кризис рынка? Сколько времени необходимо рыночному механизму для самостоятельного возвращения в нормальное состояние? Насколько эффективным будет вмешательство государства в улучшение ситуации на рынке? Сколько времени потребуется для реализации государственной политики? Насколько велики затраты на проведение государственного вмешательства?
14 Направления государственной политики Государственное регулирование; Антимонопольная политика; Барьеры для входа на рынок; Налоги и субсидии; Инвестиционная политика; Политика в области занятости; Макроэкономическая политика.
15 Факторы, которые способствовали развитию микроэкономического подхода в изучении отраслевых рынков достижение в области теории ценообразования - в структурах, отличных от совершенной конкуренции и монополии; доступность статистической информации на микроэкономическом уровне
16 Исследования поведения фирм и функционирования отраслевых рынков, в условиях, отличных от совершенной конкуренции (до выделения экономики отраслевых рынков в самостоятельную научную дисциплину) в ХIХ веке достижения А. Курно и Ж. Бертрана в теории олигополии в 30-х годах ХХ века разработка Э. Чемберлином модели монополистической конкуренции
17 Модель монополистической конкуренции сформировала концепцию дифференциации продукта; показала роль входа на рынок новых фирм; связала в одном типе рынка черты совершенной конкуренции и монополии; выявила новые возможности теоретического анализа монополистической конкуренции.
18 Основные направления развития микроэкономического подхода в изучении отраслевых рынков применение теории игр к моделям олигополии, что позволило анализировать стратегическое взаимодействие фирм; разработка формальных моделей, позволяющих оценить влияние различных параметров рынка на равновесные цены и объёмы производства; развитие эконометрических исследований.
19 Основные проблемы теории отраслевых рынков 1) Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов, где пролегают его границы? Не обозначив границы рынка, невозможно оценить степень его монополизации (концентрации) и определить адекватные формы государственного вмешательства.
20 Основные проблемы теории отраслевых рынков 2) Какие факторы определяют размер фирм, или почему отдается предпочтение внутрифирменной координации, в одних случаях, а рыночной в других? Эмпирической и теоретической проверке подвергаются экономия от масштаба и разнообразия, вертикальная интеграция фирм, трансакционные издержки.
21 Основные проблемы теории отраслевых рынков 3) Какой элемент рыночной структуры является ключевым? Исследованию подвергаются: барьеры для входа и выхода, дифференциации продукта, концентрация покупателей и продавцов
22 Основные проблемы теории отраслевых рынков 4) Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели? Наряду с традиционной гипотезой исследуются предположения о: максимизации выручки, темпов роста, стремление управляющих к расширению власти.
23 Основные проблемы теории отраслевых рынков 5) Каков характер практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы его последствия для благосостояния? Много внимания уделяется изучению положительных и отрицательных с точки зрения благосостояния последствий различных форм ценовой дискриминации, н также разнообразных условии, которые производители навязывают оптовым и розничным торговцам.
24 Основные проблемы теории отраслевых рынков 6) Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вход в отрасль новичков или вытеснить часть имеющихся фирм? Здесь внимание уделяется стратегическому взаимодействию фирм, а также различного рода барьерам, как институциональным так и неинституциональным.
25 Основные проблемы теории отраслевых рынков 7) Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации? Эти вопросы затрагивают способность фирм воздействовать на структуру рынка и тем самым активно воздействовать на свою прибыль и положение на рынке.
26 Основные проблемы теории отраслевых рынков 8) Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью? Предлагаются различные подходы к оценке ущерба, который терпит общество от монополизма. Результаты существенно зависят от предположений, закладываемых в расчеты, и значительно расходятся - от нескольких до десятков процентов.
27 В последние десятилетия в экономике отраслевых рынков получили существенное развитие 3 направления исследований: применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков; использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков; разработка теории состязательных, или квазиконкурентных, рынков.
28 Выделяют два типа состязательных рынков: рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, в результате чего многие фирмы могут войти на рынок; рынки, где цены упали ниже средних издержек, и многие фирмы могут оставить рынок.
29 Важность изучения экономики отраслевых рынков Исследования в этой области оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики ; Многие аспекты данной дисциплины остаются недостаточно исследованными; Изучение экономики отраслевых рынков могло бы оживить эмпирические исследования национальной экономики; Перспективы преподавания микроэкономики без изучения экономики отраслевых рынков, представляющей её эмпирическую основу, существенно ограничиваются.
30 Тематика курсовых работ Исследование отрасли (отраслевого рынка) в экономике страны (региона) Место фирмы в системе отраслевых рынков страны (региона) Эволюционные аспекты развития отрасли Условия входа и выхода на отраслевой рынок страны (региона)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.