Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.kuzspa.ru
2 Модульное построение основной образовательной программы (уровень бакалавра) Елькина Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент 16 декабря 2009 года
3 О.Ю. Елькина Цель занятия: Представить видение возможностей использования модульного подхода в системе профессионального образования Представить видение возможностей использования модульного подхода в системе профессионального образования
4 Задачи: Дифференциация понятий «модульная технология», «модульное построение основной образовательной программы»; «модульная организация учебного процесса»; Дифференциация понятий «модульная технология», «модульное построение основной образовательной программы»; «модульная организация учебного процесса»; Выявление проблем и трудностей при реализации модульного подхода в педагогическом образовании Выявление проблем и трудностей при реализации модульного подхода в педагогическом образовании
5 Почему именно «модульный подход»? Переход в системе высшего профессионального образования к технологиям личностно ориентированного обучения, которые: Переход в системе высшего профессионального образования к технологиям личностно ориентированного обучения, которые: ориентированны на развитие личности студентов,ориентированны на развитие личности студентов, предполагают создание гибкой системы обучения,предполагают создание гибкой системы обучения, обеспечивают реализацию постоянной диагностики и самодиагностики результатов обучения.обеспечивают реализацию постоянной диагностики и самодиагностики результатов обучения.
6 Возможности использования модульного подхода Низший уровень Модульный подход применяется только с целью контроля успеваемости студентов. Отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой части предполагается процедура измерения образовательных результатов. Модульный подход применяется только с целью контроля успеваемости студентов. Отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой части предполагается процедура измерения образовательных результатов.
7 Возможности использования модульного подхода Средний уровень Средний уровень На основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. Содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью выделения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, формирования компетенции, либо на изучение независимого фрагмента учебной информации. На основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. Содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью выделения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, формирования компетенции, либо на изучение независимого фрагмента учебной информации.
8 Возможности использования модульного подхода Высший уровень Модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей. Модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей. Все модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины взаимосвязаны. Все модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины взаимосвязаны. Этот вариант предполагает пересмотр целей и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с целями и ценностями образовательной программы. Этот вариант предполагает пересмотр целей и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с целями и ценностями образовательной программы.
9 Модульная технология
10 Модуль - структурная часть программы обучения, которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых.
11 Основные особенности
12 Принципы, на которых базируется модульная технология Ориентация на деятельность Ориентация на деятельность Гибкий характер Гибкий характер Постоянная обратная связь преподавателя (инструктора) и обучающихся Постоянная обратная связь преподавателя (инструктора) и обучающихся Активная роль обучающегося Активная роль обучающегося Новая роль преподавателя Новая роль преподавателя
13 Принцип построения модульной программы П М М М М Построение содержания обучения Программа обучения МодулиУчебные элементы
14 Изменение роли преподавателя
15 Система модульной профессиональной подготовки
16 Модульная технология профессиональной подготовки
17 Модульные ООП
18 Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Модуль употребляется как самостоятельный термин и как синоним: - Программы учебного курса - Программы учебной дисциплины - Рабочей программы дисциплины - Цикла дисциплин (вводный, общеобразовательный, общепрофессиональный, специальный) учебного плана
19 Как понимается структура модуля? В употреблении синонима программы учебной дисциплины и как синонима рабочей программы дисциплины следующим образом: цели освоения учебной дисциплины цели освоения учебной дисциплины место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) структура и содержание учебной дисциплины (модуля) структура и содержание учебной дисциплины (модуля) образовательные технологии образовательные технологии оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля) учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля) материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля) материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)
20 К размышлению: модульный подход – что изменяется? Выбор стратегии в образовании (линейная, нелинейная) Выбор стратегии в образовании (линейная, нелинейная) Выбор организационных форм обучения (лекционно-семинарская или? …) Выбор организационных форм обучения (лекционно-семинарская или? …) Выбор оснований для отбора содержания образования (выбор УМК, построение учебного плана) Выбор оснований для отбора содержания образования (выбор УМК, построение учебного плана) Выбор методологии оценивания достижений студентов (рубежный контроль, итоговая аттестация, накопительная оценка…) Выбор методологии оценивания достижений студентов (рубежный контроль, итоговая аттестация, накопительная оценка…) …
21 Учебный предмет 1 Учебный предмет … Учебный предмет n Аттестация за полугодие Линейный образовательный процесс Аттестация за год Какие проблемы существуют при такой схеме?
22 Нелинейный образовательный процесс Модуль 1Модуль 2 Модуль 5 Модуль 3 Модуль 4 Модуль … Модуль nМодуль xМодуль yМодуль m Аттестация Какие проблемы существуют при такой схеме?
23 Учебный модуль: состав (вариант 1) теоретическая часть теоретическая часть методическая часть методическая часть рефлексивная часть (рекомендуется) рефлексивная часть (рекомендуется)
24 Структура учебного элемента учебные цели элемента (конкретизация целей модуля); учебные цели элемента (конкретизация целей модуля); конкретная ситуация (кейс), представляющая собой основные проблемы учебного элемента; конкретная ситуация (кейс), представляющая собой основные проблемы учебного элемента; основной текст, с примерами, упражнениями, цитатами; основной текст, с примерами, упражнениями, цитатами; выводы и заключения по материалу; выводы и заключения по материалу;
25 Методическая часть тексты тексты вопросы и задачи вопросы и задачи упражнения, задания на отработку умений упражнения, задания на отработку умений кейсы кейсы проблемы (темы) исследований проблемы (темы) исследований темы учебных проектов темы учебных проектов
26 Рекомендуемая литература обязательная обязательная дополнительная дополнительная Глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле) Глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле)
27 Учебный модуль: состав (вариант 2) Учебные цели, которые выражаются в терминах результата обучения Учебные цели, которые выражаются в терминах результата обучения Детальное оглавление модуля Детальное оглавление модуля Краткое содержание модуля Краткое содержание модуля Учебные элементы модуля Учебные элементы модуля Тексты, кейсы, упражнения по материалу модуля Тексты, кейсы, упражнения по материалу модуля Библиографический список Библиографический список Глоссарий Глоссарий
28 М О Д У Л Ь Н А Я О Р Г А Н И З А Ц И Я У Ч Е Б Н О Г О П Р О Ц Е С С А Экспериментальная работа ФДиКПиП и ФПМНО построена на опыте ВШЭ и др.
29 ЦЕЛИ ВВЕДЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ организации учебного процесса : РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К РЕГУЛЯРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА; СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К РЕГУЛЯРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА; ПРИВИТИЕ СТУДЕНТАМ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ПРИВИТИЕ СТУДЕНТАМ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
30 Учебный модуль Структурная часть учебного года (5 - 7 недель) в пределах которой осуществляется преподавание несколько разноплановых дисциплин или их законченных частей, при этом большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов, активно используются различные формы текущего контроля (тесты, рефераты, контрольные работы, домашние задания и т.д.), по результатам которых может проводиться итоговый контроль и определяется рейтинг студентов Структурная часть учебного года (5 - 7 недель) в пределах которой осуществляется преподавание несколько разноплановых дисциплин или их законченных частей, при этом большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов, активно используются различные формы текущего контроля (тесты, рефераты, контрольные работы, домашние задания и т.д.), по результатам которых может проводиться итоговый контроль и определяется рейтинг студентов
31 ДВА ПРИНЦИПА МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «е д и н с т в о п р о т и в о п о л о ж н о с т е й» 1. ДИСКРЕТНОСТЬ : дробление учебного времени на модули + дробление транслируемой информации на модули ( модульный формат учебных программ) ( модульный формат учебных программ) 1. ДИСКРЕТНОСТЬ : дробление учебного времени на модули + дробление транслируемой информации на модули ( модульный формат учебных программ) ( модульный формат учебных программ) 2.НЕПРЕРЫВНОСТЬ : регулярная учебная работа студентов в течение всего учебного года + стимулирование регулярной учебы через накопительную систему оценивания
32 Сущность подхода : В учебном году выделяется 41 учебная неделя; В учебном году выделяется 41 учебная неделя; Учебный год с 1 сентября по 1 июля; за 5 лет обучения специалиста – 176 недель; за 5 лет обучения специалиста – 176 недель; структурно учебный год разделен на 6 модулей по 5 – 7 недель каждый; структурно учебный год разделен на 6 модулей по 5 – 7 недель каждый; Последняя неделя модуля может планироваться как «аттестационная» Последняя неделя модуля может планироваться как «аттестационная»
33 УЧИМСЯ и ОТДЫХАЕМ 41 неделя (6 модулей) 11 недель (том числе 8 недель в июле – августе)
34 Учебный модуль включает: Теоретическую подготовку по 5-6 дисциплинам Теоретическую подготовку по 5-6 дисциплинам Текущий, промежуточный ( рубежный) контроль Текущий, промежуточный ( рубежный) контроль Если дисциплина «не помещается» в один модуль -пролонгируется на несколько модулей Если дисциплина «не помещается» в один модуль -пролонгируется на несколько модулей На границе каждого модуля обязателен КОНТРОЛЬ ( промежуточный - рубежный – итоговый) На границе каждого модуля обязателен КОНТРОЛЬ ( промежуточный - рубежный – итоговый) На подготовку к экзаменам и зачетам по окончании дисциплины время НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ* На подготовку к экзаменам и зачетам по окончании дисциплины время НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ*
35 НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ : Наибольший эффект при изучении дисциплин достигается при их чередовании по принципу «через день»… Наибольший эффект при изучении дисциплин достигается при их чередовании по принципу «через день»… Объем аудиторных занятий – не более 4 академических часов в день \ без учета факультативов Объем аудиторных занятий – не более 4 академических часов в день \ без учета факультативов Возможность «накопить» рубежную оценку ( или ее большую часть ) Возможность «накопить» рубежную оценку ( или ее большую часть ) Итоговая оценка по дисциплине должна быть интегральной Итоговая оценка по дисциплине должна быть интегральной Уменьшение аудиторной нагрузки от младших курсов к старшим Уменьшение аудиторной нагрузки от младших курсов к старшим
36 Изменение структуры учебной нагрузки студентов от 1 к 4 курсам (час\нед.)
37 ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Текущий контроль: - - реферат, эссе, дом. задание, контрольная работа; - - доклад, кейс, др. работа на семинарах Оценки по всем формам контроля выставляются только в рабочую ведомость ППС*
38 Промежуточный контроль: - - проводится в конце модуля, если дисциплина изучается больше одного модуля (2-3, как правило) - - проводится в форме контрольного теста, контрольной работы и др. Оценка выставляется только в рабочую ведомость преподавателя
39 Рубежный контроль: - - Проводится в конце модуля по дисциплинам, как правило, преподаваемым в течение всех модулей и по ним в соответствии с РУПом предусмотрено два вида контроля ( зачет и экзамен) Оценка выставляется в зачетную ведомость и зачетку
40 Итоговый контроль - Проводится в конце изучения дисциплины (независимо от длительности изучения) - Экзамен/зачет – не обязателен, оценка может быть накоплена - Оценка выставляется в экзаменационную/зачетную ведомость
41 Стипендия и задолженность: Начисляется по итогам первых трех модулей (январь) и следующих трех модулей (июль) Начисляется по итогам первых трех модулей (январь) и следующих трех модулей (июль) Не снимается, если задолженность по получена в течение полугодия Не снимается, если задолженность по получена в течение полугодия «долги» по учебе можно ликвидировать на общих основаниях в соответствии с нормативными документами; «долги» по учебе можно ликвидировать на общих основаниях в соответствии с нормативными документами; + в течение первой недели каждого модуля + в течение первой недели каждого модуля
42 МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА результативна, если работают: «Модульные» рабочие учебные планы; Разработаны технологические карты по всем дисциплинам; Учет «модульности» при планировании нагрузки ППС; Накопительная система оценивания; Модульный формат учебных программ \\ максимум информации для студентов;\\ максимум Рейтинг студентов. Модульная система – основа для перехода на систему зачетных единиц
43 Организационные условия введения модульной системы Создание современной учебно-методической и материально-технической базы для обеспечения внедрения современных обучающих технологий Создание современной учебно-методической и материально-технической базы для обеспечения внедрения современных обучающих технологий Наличие жесткой учебной дисциплины как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей и администрации вуза, а также высокая мотивация первых к обучению, а вторых к самосовершенствованию и самообучению Наличие жесткой учебной дисциплины как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей и администрации вуза, а также высокая мотивация первых к обучению, а вторых к самосовершенствованию и самообучению
44 Сомнения … К недостаткам модульного образования его противники относят: К недостаткам модульного образования его противники относят: фрагментарность (сегментарность) знаний выпускников, якобы неизбежно проистекающую из внутренней завершенности отдельных модулей; фрагментарность (сегментарность) знаний выпускников, якобы неизбежно проистекающую из внутренней завершенности отдельных модулей; некритичное восприятие зарубежного опыта в ущерб отечественным традициям; некритичное восприятие зарубежного опыта в ущерб отечественным традициям; выхолащивание традиционных форм преподавания (лекций и семинаров); выхолащивание традиционных форм преподавания (лекций и семинаров); понижение роли преподавателя в учебном процессе; понижение роли преподавателя в учебном процессе; излишнюю ориентированность на практику, едва ли совместимую с действительно широким и глубокими фундаментальными знаниями по избранному профилю обучения. излишнюю ориентированность на практику, едва ли совместимую с действительно широким и глубокими фундаментальными знаниями по избранному профилю обучения.
45 Причины сомнений: Во многом справедливые аргументы оппонентов основываются на трудностях, с которыми столкнулись создатели новой образовательной структуры, а также на опасениях утраты некоторых компонентов прежней системы вузовской подготовки. Во многом справедливые аргументы оппонентов основываются на трудностях, с которыми столкнулись создатели новой образовательной структуры, а также на опасениях утраты некоторых компонентов прежней системы вузовской подготовки.
46 … и надежды К положительным моментам нового подхода к образованию также можно отнести следующие: К положительным моментам нового подхода к образованию также можно отнести следующие: модульная система обеспечивает соответствие образования социокультурным реалиям начала XXI века; модульная система обеспечивает соответствие образования социокультурным реалиям начала XXI века; она ведет к существенному возрастанию мобильности, делая возможными перемещения в образовательном пространстве как по горизонтали (признание сроков обучения в другом вузе, за границей), так и по вертикали (работают т. н. «интеллектуальные лифты», зависящие от способностей студентов и возможностей преподавателей; талантливые учащиеся могут значительно сократить срок обучения или освоить больший материал); она ведет к существенному возрастанию мобильности, делая возможными перемещения в образовательном пространстве как по горизонтали (признание сроков обучения в другом вузе, за границей), так и по вертикали (работают т. н. «интеллектуальные лифты», зависящие от способностей студентов и возможностей преподавателей; талантливые учащиеся могут значительно сократить срок обучения или освоить больший материал);
47 Разработчикам модульных ООП предстоит: Разработать образовательные программы, предусматривающие разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов. Разработать образовательные программы, предусматривающие разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов. Для этого решено использовать модульный принцип построения программ. Они будут состоять из модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. Для этого решено использовать модульный принцип построения программ. Они будут состоять из модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения.
48 Разработчикам модульных ООП предстоит: Подготовить к студентов к осознанию важности выбора «набора модулей». Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций). Подготовить к студентов к осознанию важности выбора «набора модулей». Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций). Модули подразделяются на базовые, поддерживающие, специализированные и др., и общая последовательность перехода от одних к другим; Модули подразделяются на базовые, поддерживающие, специализированные и др., и общая последовательность перехода от одних к другим; Модульное построение ООП должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах ФАО и вуза. Модульное построение ООП должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах ФАО и вуза.
49 Что дает модульное обучение? С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе. С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе. С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно- методические разработки к каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторской работы. С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно- методические разработки к каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторской работы.
50 Что дает модульное обучение? С позиции учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе. С позиции учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе. С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат. С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат. С позиции общества – предоставление возможности каждому желающему члену общества получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения. С позиции общества – предоставление возможности каждому желающему члену общества получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения.
51 маркетинг как инструмент отражения социально-экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей регионов и отдельных людей средство формирования социального, государственного заказов культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей; активное обучение и профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития Методологические основания проектирования ООП по технологии модульного обучения личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации
52 МЫ НЕ ХОДИМ ПРОТОРЕННЫМИ ДОРОГАМИ, ЧТОБЫ НЕ ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
53 Литература Ковтун Е.Н. Родионова С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования (Интернет-ресурс: ntf.vspu.ac.ru/files/_51/moduli.pdf) Ковтун Е.Н. Родионова С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования (Интернет-ресурс: ntf.vspu.ac.ru/files/_51/moduli.pdf)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.