Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
1 Х ОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ Е ВРОПЫ. План урока: 1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами. 2. Промышленность: главные отрасли. 3. Сельское хозяйство: три главных типа. 4. Транспорт: главные магистрали и узлы. ХОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ.
2 1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами. Зарубежная Европа остается крупнейшим центром мировой экономики. Как видно на рисунке 1, её суммарный ВВП составляет 29% от мирового, она занимает первое место в мировой торговле и лидирует в сфере золотовалютных резервов. Рис. 1 Экономическую мощь региона определяют четыре страны-члены «Большой семёрки» Роль лидера принадлежит Германии, хотя долгое время на пьедестале «мастерской мира» находилась Великобритания. «Англия - родина технического прогресса, а его кузница - Германия» - писал Карл Маркс. Эти страны обладают широким комплексом различных отраслей и производств. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами.
3 Страны Восточной Европы. Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы (см. карту). Это постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориен- тировавшиеся на Советский Союз (а Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия входили в него), теперь больше «смотрят» не на Восток, а на Запад Европы. Естественно, такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру хо- зяйства этих стран. Из остальных стран зарубежной Европы наибо- льший экономический вес имеют Испания, Нидер- ланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Экономи- ка этих стран специализируется прежде всего на отдельных отраслях. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в странах зарубежной Европы (в долларах США): ФРГ $ Польша 3400 $ Франция $ Латвия 3200 $ Италия $ Чехия 3500 $ Финляндия $ Украина 2100 $ Греция $ Молдавия 900 $ Великобритания $ Венгрия 4200 $ Страны Восточной Европы.
4 Промышленность: главные отрасли. Хозяйственный облик зарубежной Европы определяется прежде всего развитием промыш- ленности. Уже более 200 лет промышленность является лицом зарубежной Европы в между- народном географическом разделении труда. МАШИНОСТРОЕНИЕ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МЕТАЛЛУРГИЯ ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Особенности экономики зарубежной Европы Высокий технологический уровень развития Высокая экспортность товаров и услуг Наличие высококвалифицированных рабочих кадров Наличие ресурсов Высокое развитие малого и среднего предпринимательства Промышленность: главные отрасли.
5 МАШИНОСТРОЕНИЕ Доля машиностроения во всей промышленной про- дукции Европы. Доля машиностроения в экспорте промышленной продукции Европы. Машиностроение - «индустриальное лицо» зарубежной Европы, которое производит буквально все: от простых металлоизделий до самолётов. Как видно из диаграмм, зарубежная Европа крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования. Машиностроение тяготеет к крупным городам и агломерациям Машиностроение тяготеет к крупным городам и агломерациям, так как ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. Но есть такие страны где она представлена практически в каждом достаточно крупном городе.страны где она представлена практически в каждом достаточно крупном городе Далее МАШИНОСТРОЕНИЕ
6 Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. «РЕНО» Франция «ФОЛЬКСВАГЕН» Германия «МЕРСЕДЕС» Германия «ТАТРА» Чехия «ИКАРУС» Венгрия «ФИАТ» Италия (Фабрика итальяна аутомобиле Торино) «ВОЛЬВО» Швеция Автомобильная промышленность.
7 Карта «Зарубежная Европа. Машиностроение».
8 Карта «Автомобильные заводы Германии»
9 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Занимает второе место в зарубежной Европе после машиностроения. Как видно на карте, почти все страны зарубежной Евро- пы с высокоразвитой хими- ческой промышленностью, а самой «химизированной» страной не только Европы, но и мира является ФРГ. Крупнейшими центрами химической промышленнос- ти Европы являются: 1. Роттердамский (Нидерланды) 2. Рурский (Германия) 3. Нижняя Сена (Франция) 4. Лондонский (Великобритания ) 5. Нижняя Рона (Франция) и другие см. карту.и другие см. карту Далее ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
10 Роттердамский Рурский Нижняя Сена Лондонский Нижняя Рона Карта «Химическая промышленность Зарубежной Европы»
11 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Энергетическое хозяйство европейских стран базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, уголь ФРГ, Великобритании, Польши, Чехии и др.), так и на импортных из развивающихся стран и из России. В странах Северной и Южной Европы важное значение имеют гидроресурсы, см. диаграмму 1, так например в Норвегии, Швеции на ГЭС вырабатывается большая часть электроэнергии. Самый большой гидроузел построен на Дунае в 70 гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии (см рис. 3) В Исландии главным источником энергии служат выхо- ды геотермальных вод, см. рис. 2. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергети- ки (см. табл. 4), особенно во Франции (см. диаграмму 2), Бельгии, Германии, Словакии, Болгарии. В регионе уже более 80 АЭС. Рисунок 2. Рис. 3 ГЭС «Железные ворота» Таблица 4 Диаграмма 1 Диаграмма 2 Далее ТОПЛИВНО- ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
12 ГеоТЭС Альтернативные источники электроэнергии.
13 Доля АЭС в общей выработке электроэнергии по странам, %.
14 В целом, в зарубежной Европе большая часть электроэнер- гии вырабатывается на ТЭС, они ориентированны на уго- льные бассейны, но так же построены и в морских пор- тах (на привозном топливе) и в крупных городах. Как видно из диаграммы, страны зарубежной Европы про- изводят 1/4 электроэнергии мира, но отстают от США и находятся на 2 месте, хотя Норвегия занима- ет 1 место в мире по производству энергии на душу населения. Диаграмма: Доля регионов в производстве электроэнергии. Далее Производство электроэнергии на душу населения
15 ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Старейшая отрасль сформировалась в районах добычи топлива или железорудного сырья: в Германии (Рур, Саар), Великобритании (Северо - Восток), во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), в Бельгии (Льеж), Польше (Верхняя Силезия), Чехия (Остравско-Кар- винский район) (смотри карту) СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ СААРСКИЙ ЛОТАРИНГИЯ АВИЛЕС ЛЬЕЖ ВЕРХНЕ- СИЛЕЗСКИЙ ОСТАВСКО- КАРВИНСКИЙ И с п а н и я Ф р а н ц и я Ф Р Г Великобритания П о л ь ш а Чехия У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я: - крупные районы черной металлургии, сформированные в районах добычи топ- лива и сырья; - крупные центры черной металлургии, сформированные на привозном сырье; - название района. РУРСКИЙ Позже отрасль переориентиро- валась на привозное сырье и начала перемещаться в морс- кие порты - Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Галац (Румыния) - ориентирован на поставки сырья из СНГ. ТАРАНТО И т а л и я ДЮНКЕРК ГАЛАЦ Р у м ы н и я Цветная металлургия ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
16 ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Важнейшими отраслями цветной металлургии являются алюминиевая и медная промышленность. Алюминиевая промышленность - развивается в странах богатых бокситами (Франция, Италия, Венгрия, Греция) или дешевой электроэнергией (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). Медная промышленность - ориентирована на собственное сырье и получила наибольшее развитие в Германии, Италии, в Польше и Союзной респуб- лике Сербия и Черногория. - страны, где алюминиевая промышленность развивается за счет собственного сырья; - страны, где алюминиевая промышленность развивается за счет дешевой электроэнергии; - страны, в которых наибольшее развитие получила медная промышленность. Ф р а н ц и я Г е р м а н и я И т а л и я Швейцария Австрия Венгрия Сербия и Черногория Греция Польша Норвегия Алюминиевый цех Лесная и легкая промышленность ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
17 ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Лесная промышленность ориентируется на собственные лесные ресурсы и превратилась в отрасль международной специализации в Швеции и Финляндии. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В начале ХХ века легкая промышленность зарубежной Европы занимала господствующее положение в мире. Однако, вследствие быстрого роста производства тканей, одежды и обуви в развивающихся странах и широкого дешёвого импорта этих товаров, в легкой промышлен- ности зарубежной Европы наступил кризис и её значение падает. В настоящее время происходит смещение текстильных районов из Великобритании, Фран- ции в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия преврати- лась в главную «швейную фабрику» региона, а Италия лидирует по производству обуви и уступает только Китаю. Лесная и легкая промышленность
18 Сельское хозяйство: три главных типа. Зарубежная Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и является её круп- ным экспортером. Основным типом сельскохо- зяйственного предприятия ста- ла крупная высокомеханизиро- ванная ферма. Многоотраслевая крупная ферма (Франция) Сельское хозяйство: три главных типа.
19 ЮЖНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание растениеводства, производство фруктов, цитрусовых, оливок, винограда и др. В регионе сложились три типа сельского хозяйства - СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание интенсивного молочного животноводства и обслуживающего его растениеводство) СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами) Сельскохозяйственные регионы
20 Т РАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ. «Дорога Солнца» Италия Зарубежная Европа - регион высокоразвитого транспорта. По обеспеченности транспортной се- тью Европа занимает 1 место в мире. ? В каких странах Европы самая густая транспортная сеть? (См. карту) ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
21 Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобиль- ного транспорта, который играет глав- ную роль не только в перевозках пас- сажиров, но и грузов. (См. диаграмму) автомобильный железнодорожный воздушный морской трубопроводный Диаграмма: Доля видов транспорта в перевозках - (Франция) ПассажировГрузов Имеется густая сеть очень хоро- ших автомобиль- ных дорог, в том числе междуна- родного значения (например, крупней- шая трансъевропей- ская автомагистраль «Север - Юг». Смотри карту 2). Смотри карту 2 КАРТА 2 Транспортная сеть Европы
22 ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКАЯ МАГИСТРАЛЬ «СЕВЕР - ЮГ» Трансъевропейская магистраль
23 Конфигурация транспортной сети Европы очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и мери- дионального направлений. Г ЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ: БРЕСТ БЕРЛИНВАРШАВА Далее Минск, Москва ЛОНДОН ВЕНА БУДАПЕШТ БЕЛГРАД СОФИЯ СТАМБУЛ ПРАГА Далее на Киев АМСТЕРДАМ БРЮССЕЛЬ БАРСЕЛОНА МАДРИД ЛИССАБОН ПАРИЖ МАРСЕЛЬ СТОКГОЛЬМ КОПЕНГАГЕН ГАМБУРГ ЦЮРИХ РИМ ГДАНЬСК АФИНЫ ФРАНКФУРТ- НА-МАЙНЕ СХЕМА ГЛАВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ БУХАРЕСТ КИШИНЕВ ШИРОТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ: 1) Брест-Париж-Берлин- Варшава-Минск-Москва; 2) Лондон-Париж-Вена- Будапешт-Белград-София- Стамбул (далее на Ближний Восток); 3) Париж-Прага-Киев... МЕРИДИОНАЛЬНОГОНАПРАВЛЕНИЯ: 1) Амстердам-Брюссель-Париж- Мадрид-Лиссабон; 2) Стокгольм-Копенгаген- Гамбург-Франкфурт-на- Майне-Цюрих-Рим; 3) Гданьск-Варшава-Вена- Будапешт-Белград-Афины. Расширяется сеть высоко- скоростных железных дорог. Далее ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ:
24 Г ЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ: Главными речными магистралями являются Рейн и Дунай, которые также имеют меридиональное и широтное направление. (Определи, пользуясь картой, какое направление осуществляет Рейн, а какое Дунай?) Огромное транспорт- ное значение выполня- ет водный путь (канал) Рейн-Майн-Дунай, сое- динивший Северное и Черное моря (см. рис.) Водный путь Рейн-Майн-Дунай В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей возникли крупные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Портово-промышленные комплексы ГЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ
25 ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ: Это морские порты, международного значения, находящиеся в устьях рек, для которых характерно развитие отраслей морского хозяйства и «портовой промышленности, работаю- щей на импортном сырье. К ним относятся Роттердам, Лондон, Гамбург, Антверпен, Марсель и др. (См. также учебник рисунок «План порта Роттердам) ППК Марсель-Фос (Франция) ПОРТОВО- ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
26 В Западной Европе естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Прорыты многокилометровые железнодорожные и автомобильные тоннели в Альпах, сооружен железнодорожный туннель через пролив Ла-Манш. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного и Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор. тоннели в Альпах Длина туннеля ок. 50 км (в том числе 37 км под водой). Скоростные поез- да преодолевают расстоя- ние от Лондона до Пари- жа (ок. 450 км) за 3 часа, проезд под Ла - Маншем занимает 30 минут. Туннель под Ла-Маншем. Через Босфор перекинуты два моста. Их пролет имеет длину 1 км. Благодаря шестирядному движению мосты обладают высо- кой пропускной способностью. Пролив Босфор Туннели и мосты
27 Туннели и мосты (продолжение)
28 Специализация стран Европы
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.