Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.dis-sovet.ru
1 НАЗАРЕНКО Елена Борисовна КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СЕРВИС-ОБЩЕНИЮ (краткосрочное обучение, сфера туристского бизнеса) Специальность: – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования) ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва 2011
2 Актуальность исследования определяется: высокой степенью востребованности в современном мире специалистов сферы международного туризма; расхождением между социальным заказом общества – компетентностным подходом – и методически слабой подготовленностью кафедр РКИ к его реализации; логикой развития современного образования, потребовавшего от методики РКИ системного подхода к осмыслению целей, содержания и методов обучения русскому языку специалистов туристского бизнеса в условиях интенсивных курсов; отсутствием лингводидактической базы обучения профессиональному сервис- общению в сфере международного туризма; недостаточной изученностью вопросов формирования профессионально- коммуникативной компетентности иностранных стажёров – специалистов туристской сферы; потребностью повышения уровня языковых, речевых, коммуникативных умений иностранных стажёров с целью деятельностной реализации основных профессиональных компетенций, определённых для специалистов туристской сферы.
3 Объект исследования – процесс обучения профессиональному сервис-общению иностранных стажёров – специалистов туристской сферы с позиций компетентностного подхода. Предмет исследования – компетентностно- дидактическая система обучения профессиональному сервис-общению иностранных стажёров – специалистов сферы международного туризма.
4 Цель исследования – теоретически разработать, экспериментально обосновать и внедрить компетентностно-дидактическую систему обучения иностранных стажёров сервис-общению в процессе формирования профессионально- коммуникативной компетентности специалистов сферы международного туризма. Гипотеза исследования : обучение профессиональному сервис-общению иностранных стажёров – специалистов сферы международного туризма на основе компетентностного подхода будет намного эффективнее, если: будет разработана концепция и создан курс, базирующийся на компетентностном подходе к интенсивно-коммуникативному обучению иностранных стажёров сервис-общению; будет определён перечень компетенций, необходимых иностранным стажёрам для эффективного осуществления профессионального сервис- общения; в процессе обучения иностранных стажёров будут сочетаться интенсивные и коммуникативные методы обучения профессионально-речевому общению в сфере международного туризма; в качестве доминантных единиц обучения профессиональному сервис- общению иностранных стажёров – специалистов туристской сферы будут использоваться профессионально-ориентированные учебно-речевые ситуации, а в качестве вспомогательных единиц обучения – учебные тексты страноведческого характера.
5 Положения, выносимые на защиту Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс является одним из способов привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда и позволяет по-новому смоделировать процесс овладения сервис-общением. Обучение стажёров – специалистов туристской сферы выступает как специально поставленная педагогическая задача, отражающая социальный заказ, - обеспечить развитие личности, открытой к сотрудничеству, способной к субъект-субъектному взаимодействию, мотивированной на сервис-общение.
6 Развитие и совершенствование профессионально- коммуникативной компетентности иностранных стажёров – специалистов сферы международного туризма реализовано с помощью лингводидактической системы обучения, коммуникативной по целям, деятельностной по способам учебных действий, отражающей специфику интенсивного обучения в условиях краткосрочных курсов, которая способствует созданию качественно новой образовательной методики. Для решения методической задачи формирования профессионально-коммуникативной компетентности потребовалась специальная методика развития компонентов профессиональной деятельности специалистов туристской сферы, включающей специальные сферы; подсферы; темы; ситуации, включающие функциональное место общения и социальные роли участников; коммуникативные задачи; жанры, стратегии и тактики профессионального общения.
7 Развитию профессионально-коммуникативной компетентности иностранных стажёров – специалистов туристской сферы способствуют специально отобранные профессионально-ориентированные учебно-речевые ситуации и учебные тексты страноведческого содержания, соответствующие стандартам и требованиям обучения иностранных специалистов и реализующие задачу обновления и модернизации современного профессионального образования. Результативность учебного процесса на основе научно разработанной и экспериментально проверенной компетентностно-дидактической системы обучения иностранных стажёров – специалистов туристской сферы профессиональному сервис-общению в процессе развития и совершенствования профессионально-коммуникативной компетентности повышается за счёт создания следующих условий: использования специфики языкового окружения; учёта языковых и возрастных особенностей учащихся, их речевых и языковых способностей; учёта самореализации личности стажёра; связи учебной и профессиональной деятельности; ориентации на развитие языковой личности учащегося как субъекта учебно- профессиональной деятельности; развития творческой самостоятельности стажёра. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности стажёров имеет особую профессиональную значимость, поскольку речь специалиста сферы туристского бизнеса выступает не только как цель обучения, но и как основное средство организации и управления профессионально- коммуникативной деятельностью учащихся.
8 Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна 1. Научно обоснована компетентностно-дидактическая система обучения профессиональному сервис-общению (цели, задачи, содержание, средства, условия), построенная на основе диагностики потребностей и мотивов учащихся, реализованная посредством специально спроектированной технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов туристской сферы. 2. Дидактически выстроена система принципов эффективного формирования компетентного специалиста в сфере туризма: принцип активной коммуникативности; принцип устной основы обучения; принцип функциональности и ситуативности в отборе материала и организации обучения; принцип индивидуализации обучения; принцип зрительно-слухового синтеза; принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка; принцип культурно-языкового уважения; принцип использования внутренней мотивации, связанной с решением профессионально значимых задач. 3. Впервые сформулировано и содержательно представлено ключевое понятие исследования «профессионально-коммуникативная компетентность специалиста сферы международного туризма», под которой понимается способность осуществлять общение в профессионально значимых ситуациях, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.
9 4. В ходе анализа педагогической теории и практики обучения иностранных стажёров на краткосрочных курсах русского языка определены и изучены дидактические возможности интенсивного лингвопрофессионального обучения специалистов сферы туристского бизнеса, связанные с управлением содержательной стороной обучения и учебной деятельностью с учетом социокультурных, личностно-деятельностных особенностей учащихся. 5. Определены критерии, показатели и уровни результативности формирования профессионально-коммуникативной компетентности стажёров – специалистов туристской сферы: – владение языковыми профессиональными знаниями: грамматическими структурами, лексическими единицами профессиональной направленности; – готовность к речевому профессиональному взаимодействию (владение всеми видами речевой деятельности на основе профессионально-ориентированной лексики; умение реализовывать свои потребности в иноязычном профессиональном общении с помощью различных языковых средств); – готовность к креативной профессиональной деятельности (мотивационная, познавательная и творческая активность учащихся). 6. Эмпирически обоснована авторская система упражнений, профессионально- ориентированных учебно-речевых ситуаций, текстов, направленных на овладение профессиональным сервис-общением в сфере туристского бизнеса, которая предусматривает групповое и индивидуальное обучение, контроль и самоконтроль, обеспечивает творческое развитие и формирование профессионально- коммуникативной компетентности специалистов туристской сферы средствами русского языка и культуры.
10 Характеристики профессионального сервис- общения желание и необходимость вступить в профессиональное, эмоциональное, личностное речевое взаимодействие с потребителем туристских услуг. Мотив речевое взаимодействие на профессиональной основе. Цель тема, жанр, стиль высказывания; адресат; адресант; условия общения (место и время); цель коммуникации. Структура вербальные: продуктивные и рецептивные виды деятельности; невербальные: паралингвистические, экстралингвистические, кинесические, проксемические. Средства перцептивный; интерактивный; информационный. Способы профессионально-ориентированная учебно-речевая ситуация; текст страноведческого содержания. Единицы интерпретация информации. Продукт достижение взаимопонимания и эффективного профессионально- речевого взаимодействия участниками общения. Результат
11 Основные подсферы профессиональной сферы общения специалистов туристского бизнеса Профессиональная сфера общения Подсфера социализации Подсфера встреч Подсфера презентаций Подсфера телефонных разговоров Подсфера переговоров
12 Структура коммуникативной компетенции иностранного стажёра – специалиста сферы международного туризма Коммуникативная компетенция Языковая компетенция - знание системы языка, грамматических правил её использования Речевая компетенция - способность практически использовать знания о языке Лингвистическая компетенция - умение соотносить речевые средства с условиями общения Социокультурная компетенция - знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителя языка
13 Профессионально-коммуникативная компетентность Структура профессионально-коммуникативной компетентности иностранного стажёра – специалиста сферы международного туризма Профессионально-коммуникативная компетентность Профессиональная компетенция Коммуникативная компетенция Умения в устной профессиональной коммуникаци и Умения в письменной профессиональной коммуникации Речевая компетенция Лингвистическая компетенция Социолингвисти ческий компонент Социокультурная компетенция Языковая компетенция Страноведческий компонент Профессионально-коммуникативная компетентность
14 Уровень сформированности компетенций иностранных стажёров – специалистов туристской сферы на этапе предэкспериментального среза Контрольные группы Экспериментальные группы
15 Уровень сформированности компетенций иностранных стажёров – специалистов туристской сферы на этапе постэкспериментального среза Контрольные группы Экспериментальные группы
16 Динамика развития профессионально-коммуникативной компетентности иностранных стажёров – специалистов сферы международного туризма
17 В ходе исследования решены лингводидактические задачи охарактеризованы место и роль сервис-общения в динамике образовательных целей стажировки иностранных специалистов в сфере туризма; обоснована компетентностно-дидактическая система обучения стажёров – специалистов туристской сферы; определён объём и содержание понятия профессионально-коммуникативная компетентность иностранного стажёра – специалиста туристской сферы; раскрыта сущность языковой, речевой, лингвистической, социокультурной и профессиональной компетенций, входящих в состав профессионально- коммуникативной компетентности; определены показатели сформированности профессионально- коммуникативной компетентности специалиста туристской сферы; разработана и экспериментально обоснована компетентностно-дидактическая система интенсивно-коммуникативного обучения (принципы, методы, приёмы, средства обучения, система упражнений и т.д.) профессиональному сервис-общению; проверена экспериментальным путём эффективность предлагаемой компетентностно-дидактической системы обучения профессиональному сервис-общению; внедрены в учебный процесс программно-методические материалы, способствующие формированию и развитию навыков и умений эффективного речевого поведения в области профессионального сервис-общения.
18 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.