Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.syktsu.ru
1 Вопросы перехода на ФГОС
2 из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений ) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ ( с какой глубиной ) обучено то или иное лицо Главная задача :
3 Компетенции и «вызов рынка» Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность» (документы ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования», 1995; «Образование: сокрытое сокровище», 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)
4 Определение компетенций Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
5 Определение компетенций Компетенции делятся на две группы: общие (универсальные); предметно-специализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.
6 Определение компетенций Инструментальные компетенции включают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников), лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему-либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции представляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.
7 Определение модуля Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой- нибудь системы, организации (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). Различные понимания модуля: часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля; к учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу;
8 Определение модуля В Болонском процессе: Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации
9 Кредитные (зачетные) единицы Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке отдельных модулей. Один кредит в европейской практике соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов (зачетных единиц).
10 Компетентностная модель (пример): Филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов (включая и устные, и виртуальные) - то есть обученный созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально- деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).
11 Отражение компетентностной модели во ФГОС Объекты профессиональной деятельности: 1.языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; 2.художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах; 3.различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); 4.устная и письменная коммуникация.
12 Работодатели во ФГОС: 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей; К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: o разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; o регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
13 Структура ООП: разделы Общие положения Цель (миссия) ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.
14 3. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. (детализируются компетенции, имеющиеся во ФГОС) 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение.
15 Структура ООП: разделы Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников. Ср. П ФГОС бакалавра: При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
16 7. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Текущая и промежуточная аттестация. 1. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. 2. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (тесты, вопросы и задания для контрольных работ и коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов, программы экзаменов и т.п.). 3. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 4. Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана Требования к итоговой государственной аттестации. 1. Требования к выпускной квалификационной работе. 2. Требования к итоговому государственному экзамену. 3. Примерный перечень тем ВКР. 4. Программа итогового государственного экзамена.
17 Алгоритм построения образовательных программ Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций; Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.