Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1
2 Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной: реализация коммуникативных установок 2 процесс общения этническое сознание этническое сознание выбор языковой единицы этнически обусловленные тенденции
3 Специфическая внутренняя структура, глубинная модель связей и отношений, которая складывается у человека через речь и мышление, может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слов. Анализ ближайшего окружения слова позволяет выявлять слова, содержащие некоторый общий «концептуальный компонент». Полученные в результате ассоциативного эксперимента результаты легко интерпретируются содержательно как семантические компоненты слов, а это может служить одним из доказательств принципиального единства психологической природы семантических и ассоциативных характеристик слов. 3 В процессе подсознательного отбора языкового материала проявляются личностный и этнокультурный аспекты речевой деятельности.
4 Национально-культурное своеобразие языкового сознания носителей русского языка представлено на примере реакций- ассоциаций, образующих ассоциативное поле слова- стимула «Дом». Национально-культурное своеобразие языкового сознания носителей русского языка представлено на примере реакций- ассоциаций, образующих ассоциативное поле слова- стимула «Дом». В качестве инструмента анализа языковой способности, отражающей типовые национально-культурные сценарии была использована концепция «семантического гештальта», предложенная Ю.Н. Карауловым. В свою очередь, семантическим зонам присваиваются, способные передавать наиболее общие смыслы местоименные обозначения. 4
5 С целью выявления структуры ассоциативных полей, мы выделяем ряд «местоименно- обозначенных» зон: « где » - место, ассоциируемое со словом- стимулом « когда » - время, связанное со стимулом « делать » - реакции- действия, связанные со словом-стимулом « кто » - реакции- обозначения персоналий « что » - предмет или явление, соотносимые со словом стимулом « какой » - интегральные признаки, характеризующие слово- стимул вообще « каков » - оценочные характеристики « это » - выполняет роль гипотетической связки С целью выявления структуры ассоциативных полей, мы выделяем ряд «местоименно- обозначенных» зон: « где » - место, ассоциируемое со словом- стимулом « когда » - время, связанное со стимулом « делать » - реакции- действия, связанные со словом-стимулом « кто » - реакции- обозначения персоналий « что » - предмет или явление, соотносимые со словом стимулом « какой » - интегральные признаки, характеризующие слово- стимул вообще « каков » - оценочные характеристики « это » - выполняет роль гипотетической связки 5 В представленном ниже анализе содержательного наполнения каждой семантической зоны приведены реакции-ассоциации, формирующие данную зону.
6 6
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.