Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.tochkapsy.ru
1 Секреты родительского мастерства О.А. Шаграева, кандидат психологических наук Институт педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ 1
2 Почему «секреты» ? Потому что знания, о котором пойдет речь, нет в открытом доступе. Это знание невозможно обнаружить в ходе внешнего наблюдения, но лишь в процессе наблюдения внутреннего, в процессе самонаблюдениия. 2
3 Предмет моего внимания Диалог житейской и научной психологии: его форма содержание 3
4 Житейская психология Взгляды и представления людей, не имеющих специального психологического знания. В зарубежной психологии синонимом этому понятию является понятие «народная психология развития» (P. Heymans). 4
5 Неформальные объединения семей Педагогика Б.П. Никитина Сознательное родительство (И.Б.Чарковский) Нравственная педагогика и психология (А.Ц.Гармаев) Клуб православной семьи Клуб многодетной семьи 5
6 Общее и различное Противопоставление своей позиции официальным органам медицины и образования Каждое направление имеет свою визитную карточку 6
7 Педагогика Б.П.Никитина Ценности: раннее физическое и интеллектуальное развитие ребенка Средства: спортивный комплекс, закаливание, предметная среда Действия родителей: родители создают проблемные ситуации, которые ребенок должен разрешить сам Критерии оценки: скорость решения ребенком головоломок Коррекция – продолжать следовать намеченной программе, поддерживая положительное настроение ребенка 7
8 Сознательное родительство Ценности: «гармоничное развитие ребенка, который живет в согласии с природой и обществом». Средства: бэби-йога, динамическая гимнастика, длительное пребывание ребенка в воде. Действия родителей: акватическая подготовка беременной к родам, роды в домашних условиях, без вмешательства медицинского персонала, закаливание. Критерии оценки не прописаны. Коррекция заключается в строгом следовании намеченным шагам, не взирая на эмоции ребенка, его желание или нежелание делать что-либо. 8
9 Нравственная педагогика и психология Ценности: нравственное развитие ребенка. Средства: нравственное поведение родителей, «уклад» жизни семьи в духе времен домостроя. Действия родителей: выполнение членами семьи обязательств друг по отношению к другу, подчинение раз и навсегда установленному «укладу». Критерии оценки: степень соответствия поведения ребенка нравственным принципам, которые установлены родителями. Коррекция поведения ребенка – санкции, предполагающие наказания ребенка за нарушение правил. 9
10 Клуб православной семьи Ценности: вера ребенка и родителей в бога. Средства: поведение родителей как пример послушания. Действия родителей: соблюдение библейских заповедей, следование наставлениям духовных отцов, посещение церковных служб. Критерии оценки: степень соответствия поведения ребенка предписанным правилам. Коррекция детского поведения - осуществляется посредством молитвы. 10
11 Клуб многодетной семьи Ценности: выживание. Средства: обеспечение детей питанием и одеждой. Действия родителей: диалог с государственными структурами для получения льгот от государства, помощь в получении жилья или дачных участков, получение путевок для детей и лагеря или санатории. Критерии оценки: добились – не добились 11
12 Уровень интеллектуального развития детей 12
13 Своеобразие психического развития детей 13
14 Итог 20-летнего периода Выше перечисленные системы сковывают творческое развитие ребенка, ограничивают его свободу в выборе собственного пути развития, имеют место сильные эмоциональные переживания ребенком состояния неблагополучия ребенка и т.д. 14
15 Основные направления академической психологии психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд); бихевиоризм (А. Бандура и др.), теории социального научения (Дж.Гевирц, Р.Сирс), генетическая психология (Ж.Пиаже), гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс, В.Сатир); культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, П.Я. Гальперин), отношенческая психология (В.Н. Мясищев). 15
16 Современные исследования М. Раттер, 1987; Э.Пиклер, 1991; Р. Шпитц, 1991; М. Айнсворз, 1991;К. Хевеши, 1991; И.В. Дубровина, М.И. Лисина, 1990; В.С. Мухина 1991; М.Ю. Кистяковская, 1991; С.Ю. Мещерякова, 1991). Г. Крайг, 2000; Г.Г.Филиппова, 1995; О.А. Карабанова, 2004). А. С. Спиваковская (2004), М. Раттер (1987), Г.А. Ковалев (1993), А.Я. Варга, В.А. Смехов (1986), В. В. Столин (1983), А.Н. Леонтьев (1981), И.А. Зимняя (1993), М.И. Лисина (1991), Е.О. Смирнова (1977), С.Ю. Мещерякова (1979), Л. М. Царегородцева (1991), Т.М. Землянухина (1991), П.К. Кериг (2002), И.К. Фридман (1990), В. Франклл (1990), К. Тэкэкс (1991), Э. Берн (1992), Р. Бернс (1986), М. Джеймс, Д. Джонгвард (1993), Д. Креч и Р. Крачфилд (1974), Р. Кэмпбелл (1992), П. Лич (1997), З. Холл (1992), P. Heymans (1991), S.A. Miller (1988), W.F. Bacon, V. Ichikawa (1988), M. Snyder (1984) и др. 16
17 Основные направления практической психологии теория семейных систем М. Боуэна, структурная семейная терапия С. Минухина, теория семейных расстановок Б. Хеллингера, стратегической семейной терапии (К. Маданес), нарративный подход, краткосрочная терапия, ориентированная на решение, нейро-лингвиистическое программирование, когнитивная психотерапия, Эриксоновский гипноз, клиент-центрированная терапия К. Роджерса. 17
18 Методы исследования Систематизация и обобщение опыта, накопленного в перечисленных отраслях психологического знания; Включенное наблюдение Опрос Тестирование 18
19 Цель программы Формирование позитивного мышления и позитивного мировоззрения, позитивного отношения родителя к ребенку и его возможностям 19
20 Основные темы для беседы с родителями Родительские чувства Родительские представления Особенности восприятия и описания проблемной ситуации Набор коммуникативных навыков Внутренние состояния ребенка Формулирование цели Умение отслеживать получаемый результат Семейная история 20
21 Чувства как совокупность внутренних сигналов, телесных сигналов, эмоциональных переживаний, как форма отражения ситуации, содержащей элемент новизны. 21
22 Научное знание на уровне чувств близкий взрослый может осознавать собственные чувства и внутренние состояния в тот или иной момент времени, в той или иной ситуации, принимать их и говорить о них. 22
23 Житейские представления на уровне чувств родители не считают необходимым обращаться к своим внутренним состояниям как к критерию правильности сделанного выбора: в ситуациях, содержащих элемент новизны, между ребенком и близким взрослым находятся не чувства последнего, а его убеждения, как ребенку следует вести себя «здесь и сейчас» 23
24 Представления родителей: научное знание Речь идет о мировоззрении человека. на уровне взглядов и представлений важны убеждения взрослого, которыми он руководствуется в построении взаимодействия с ребенком; 24
25 Научное знание Концепция М. Снайдера раскрывает механизм влияния родительских взглядов и представлений на детское развитие. Он раскрывает понятие, которое известно в психологии как «самоактуцализирующиеся пророчества». 25
26 Житейские представления на уровне взглядов и представлений собственную позицию родители обычно формулируют таким образом: «Хорошими дети не рождаются. Хорошими их делают родители, и надо об этом заботиться и строго следить за поведением ребенка» 26
27 Особенности восприятия и описания ситуации: научное знание Принцип объективности. Он является чрезвычайно важным в исследовании детской психики, и потому о нем важно рассказать родителю. 27
28 Научное знание На уровне «описания окружающего мира, другого человека, себя» близкому взрослому может быть полезно безоценочно описывать факты и события, связанные с ребенком, его эмоционально-личностным развитием ребенка. 28
29 Житейские представления язык описания, которым пользуется взрослый, наблюдая за поведением ребенка, чаще всего изобилует интерпретациями. 29
30 Набор коммуникативных навыков: научное знание Набор коммуникативных навыков – вербальные и невербальные средства общения. 30
31 Научное знание На уровне используемых вербальных и невербальных средств общения родителю полезно осознавать средства (вербальные и невербальные), которыми он пользуется. Речь родителя – особый объект внимания здесь. Что и как говорят родители, обращаясь к ребенку? Какими могут быть форма и содержание речи родителей, чтобы способствовать развитию ребенка, его эмоциональному благополучию? 31
32 Житейские представления на уровне вербального и невербального общения в поле собственного внимания родители не включают лексический состав собственной речи, обращенной к ребенку. Не осознают собственные параметры невербального поведения – позу, жесты, мимику, интонацию. Не задумываются над тем, а как их вербальные и невербальные паттерны воспринимаются ребенком, как отражаются на его эмоциональном состоянии 32
33 Формулировка целей Полезно говорить с родителями о формулировании целей. 33
34 Научное знание На уровне «формулирование цели и построение шагов по ее достижению» значимыми являются следующие вопросы: как взрослые формулируют цели, и в какой степени могут брать на себя ответственность за ее достижение; насколько четко взрослые могут определить критерии достижения цели; способны ли они четко определить контекст, в котором эта цель должна иметь место; могут ли оценить экологичность результата; могут ли оценить его позитивную составляющую; могут ли предвидеть препятствия; могут ли уточнять цель в соответствии с ними 34
35 Житейское представление на уровне постановки цели и планирования шагов по ее достижению родители скорее думают о том, чего они не хотят видеть в поведении ребенка, нежели о том, чего хотят. 35
36 Умение отслеживать результат Критерии оценки полученного результата обсуждаются в академической психологии. 36
37 Семейная история Семейная история – еще одна тема для обсуждения с родителями. 37
38 Научное знание осознание близким взрослым «собственной принадлежности к своей семейной системе» предполагает, что родитель знаком с историей своей семьи; знает особенности каждого члена генеалогического дерева (в трех-четырех поколениях); принимает каждого из членов семьи вне зависимости от его личностных особенностей; может говорить о них другим людям; умеет устанавливать отношения сотрудничества с другими членами семьи; 38
39 Реальность на уровне принадлежности к семейной системе обязательно в каждой семье есть хотя бы один человек, о котором другие члены семьи считают нужным не упоминать в разговоре не только с другими людьми, но и с членами семьи. В таких семьях прослеживаются слияние и размытость границ людей, составляющих семейную систему. Членам семьи легче находиться друг с другом в состоянии «слияния» или «эмоционального разрыва», нежели установить отношения сотрудничества и признать право на наличие собственных «границ» и «границ» других членов семьи 39
40 Научное знание На уровне распознавания внутренних состояний ребенка родитель отслеживает состояния ребенка, возникающие в ответ на слова и поведение взрослого. 40
41 Житейское представление На уровне опознания внутренних состояний ребенка взрослые зачастую фиксируют лишь поведение ребенка, а не его эмоциональные состояния (например, выполнил или нет поручение просьбу взрослого) 41
42 Необходимые компоненты психологической компетентности родителей
43 Необходимые компоненты психологической компетентности родителей Чувства, эмоции, переживания Постановка цели и планирование шагов по ее достижению Опознание внутренних состояний другого человека (ребенка) Исходная ситуация (событие) Способ восприятия и язык описания Вербальные и невербальные паттерны общения Взгляды, верования, представления. Осознание факта принадлежности к семейной системе 43
44 Апробация программы Ряд детских садов города Москвы; Ряд женских консультаций; Детское отделение 13 городской больницы города Москвы Детский дом 48 города Москвы 44
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.