Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемalexey10.ucoz.ru
1 Основы Безопасности Жизнедеятельности Южно - Степная СОШ Преподаватель - организатор ОБЖ Агарков Василий Петрович
2 Современный комплекс проблем безопасности Программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности
3 I. Общие положения. Программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения государственных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций, (далее - работников организаций) независимо от их организационно правовых форм в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности. В программе изложены организация и методика обучения работников организаций, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков работающего населения, прошедшего обучение.
4 II. Организация обучения. 1. Обучение работников организаций в области безопасности жизнедеятельности организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется по месту работы. 2. Программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области безопасности жизнедеятельности и рассчитана на 14 часов. Знания, умения и навыки полученные при освоении программы совершенствуются в ходе участия работников организации в комплексных учениях и тренировках.
5 II. Организация обучения. 3. Обучение работников организаций проводится по решению руководителя организации, как правило, в рабочее время. 4. Для проведения занятий в организациях приказом руководителя создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать человек. Для проведения практических занятий решением руководителя занятия разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп. Занятия проводятся руководящим составом, инженерно- техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Занятия по медицинским темам и по проблемам психологической подготовки проводят соответствующие специалисты. Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказом руководителя организации. Они должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
6 II. Организация обучения. 5. Занятия по темам 3, 4 и 6 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности непосредственно в организациях. Они должны прививать навыки действий работников по сигналам оповещения в различных условиях обстановки. На всех занятиях следует использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео- и аудиоматериалы. 6. Руководителям организаций предоставляется право с учетом местных условий, специфики производства, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем Примерной программы, уточнять формы и методы проведения занятий, а также их содержание, без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей программой. Эти изменения должны найти отражение в рабочих программах, разрабатываемых в организациях.
7 II. Организация обучения. 7. Руководящий состав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям учебных групп и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий. 8. В ходе занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
8 9. В результате обучения работники организаций должны: знать: основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях; задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях; основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении; основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту; II. Организация обучения.
9 9. В результате обучения работники организаций должны: уметь: практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае пожара; четко действовать по сигналам оповещения; адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера; пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки; проводить частичную санитарную обработку, а также в зависимости от профессиональных обязанностей дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ, ветеринарную обработку животных, необходимые агрохимические мероприятия; оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях.
10 III. Наименование тем, виды занятий и количество часов Наименование тем Вид занятияКол. час. 1 Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров. Лекция 1 2 Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при ЧС и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них. Лекция 2 3 Действия работников организации(школы) при угрозе и возникновении ЧС природного характера. Практическ. занятие 2 4 Действия работников организации(школы) при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов Практическ. Занятие. 3 5 Действия работников организации(школы) в условиях негативных и опасных факторов бытового характера семинар 2 6 Действия работников организации(школы) при пожаре.Практическ. занятие 2 7 Оказание первой медицинской помощи. Итого Практическ. Занятие. 2 14
11 Правила, порядок поведения и действий населения при угрозе осуществления террористического акта Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие методы террористических действий, как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов; захват заложников, автобусов, угоны самолетов и др. Для предотвращения возможного террористического акта или уменьшения его последствий необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: - не трогайте в вагоне поезда (электрички, трамвая, троллейбуса, автобуса), подъезде дома или на улице (рынке, в общественных местах и т.д.) бесхозные пакеты (сумки, коробки и т.д.) и не подпускайте к ним других. Сообщите о находке сотруднику милиции; - в присутствии террористов не выражайте свое неудовольствие, воздержитесь от резких движений криков, стонов; - при угрозе применения террористами оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц; - в случае ранения двигайтесь как можно меньше - это уменьшит потерю крови; - будьте внимательны, используйте любую возможность для спасения; - если произошел взрыв - примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим; - постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей и сообщите их прибывшим сотрудникам спецслужб. 1. Общие рекомендации гражданам по действиям в экстремальных ситуациях
12 2. Рекомендации по действиям населения в конкретных ситуациях »2.1. Действия в случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством. » Если Вы обнаружили подозрительный предмет - ни в коем случае не оставляйте этот факт без внимания! » Находясь в общественном транспорте, опросите окружающих Вас людей для того, чтобы получить информацию о его хозяине. Если таковой не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту, кондуктору, сотруднику милиции). » При обнаружении подозрительного предмета в подъезде своего дома опросите соседей. Возможно, он принадлежит кому-то из них. Если владелец предмета не установлен - немедленно сообщите о находке в отделение милиции. » При обнаружении подозрительного предмета в учреждении немедленно сообщите о находке его руководителю (в школе - дежурному администратору. прим. ред.). » Во всех перечисленных случаях: »- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку; »- зафиксируйте время ее обнаружения; »- постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки; »- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы; »- не забывайте, что Вы являетесь основным очевидцем. » Помните! »Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. » Родители! »Вы отвечаете за жизнь и здоровье Ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни. » Еще раз напоминаем! »Не предпринимайте самостоятельных действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам, разрушениям.
13 2.2. Как действовать, если Вы попали в перестрелку? Если стрельба застала Вас на улице: - сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы зданий, памятники, бетонные столбы, бордюры, канавы и т.д. При первой возможности спрячьтесь в подъезде жилого дома, в подземном переходе и дождитесь окончания перестрелки; - примите меры для спасения детей, при необходимости прикройте их своим телом; - по возможности сообщите о происшедшем сотрудникам милиции Если стрельба застала Вас дома, укройтесь в ванной комнате и лягте на пол, т.к. находиться в жилой комнате опасно из-за возможного рикошета Как действовать при захвате автобуса (троллейбуса, трамвая) террористами? Если Вы оказались в захваченном террористами автобусе (троллейбусе, трамвае) старайтесь соблюдать следующие рекомендации: не привлекайте к себе внимание террористов, не смотрите им в глаза, снимите ювелирные украшения. Женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги; успокойтесь и попытайтесь отвлечься от происходящего, например, начните читать, разгадывать кроссворды; не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без разрешения террористов; осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы; не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение террористов; если спецслужбы предпримут попытку штурма - немедленно ложитесь на пол между креслами и оставайтесь в таком положении до конца штурма; после освобождения немедленно покиньте автобус (троллейбус, трамвай), т.к. не исключена возможность предварительного его минирования террористами и взрыва (возгорания).
14 2.4. Как действовать, если Вы оказались в заложниках Если Вы оказались в заложниках: - не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия; - переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе; - не допускайте истерики и паники, выполняйте требования преступников, не возражайте им, не рискуйте своей жизнью и жизнью окружающих; - прежде чем что-либо сделать (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т.д.), спросите разрешения у преступников; - если вы ранены, постарайтесь не двигаться. Этим Вы предотвратите дополнительную потерю крови В ходе действий спецслужб по освобождению заложников: - лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь; - держитесь по возможности подальше от проемов дверей, окон; - ни в коем случае не бегите навстречу работникам спецслужб или от них, так как Вас могут принять за преступника Действия при получении информации об эвакуации Если информация о начале эвакуации застала Вас в квартире: - возьмите документы, деньги, ценности; - отключите электричество, газ, воду, погасите в печи (камине) огонь; - окажите помощь в эвакуации пожилым и тяжелобольным людям; - закройте входную дверь на замок; - возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных за эвакуацию лиц.
15 3. Рекомендации руководителям предприятий, организаций, учреждений по действиям в экстремальных ситуациях Меры при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством Предупредительные меры: - ужесточение пропускного режима при входе (въезде) на территорию учреждения; - ежедневные обходы территории учреждения и ее осмотр на предмет своевременного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов; - периодическая проверка складских помещений; - тщательный подбор и проверка кадров; - при сдаче складских помещений в аренду рекомендуется включать в договор пункты, дающие право при необходимости проверять их по усмотрению руководителя учреждения В случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством: - сообщить об этом в правоохранительные органы; - дать сотрудникам указание находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку; - при необходимости приступить к эвакуации людей в соответствии с имеющимся планом; - обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения предмета автомашин правоохранительных органов, медицинских, пожарных и других служб; - к моменту прибытия следственно-оперативной группы обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку.
16 3.2. Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону и письменно При приеме телефонного сообщения, содержащего информацию террористического характера: - постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге; - по ходу разговора отметьте пол, примерный возраст, особенности речи звонившего (голос, темп речи, произношение, манера речи и т.д.); - отметьте звуковой фон (шум, звуки, голоса); - определите характер звонка (городской или междугородний); - зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность; - при наличии на Вашем телефонном аппарате автомата определения номера - запишите определившийся номер При получении письменной угрозы: - уберите документ в чистый полиэтиленовый пакет и жесткую папку; - не оставляйте на нем отпечатков своих пальцев; - не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа; - не сшивайте документ, не склеивайте, не сгибайте и не мните его, не делайте на нем надписей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.