Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 2 года назад пользователемОльга Дронова
1 Тема 2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
2 Основная литература: 1. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М ИНФРА-М, Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, с.- (Серия «Вопрос- ответ») 3. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Практикум/ Р.А. Фатхутдинов,А.А.Сивкова. – М ИНФРА-М, с 4. Новицкий Н.И Организация производства на предприятиях: Учеб.-метод. Пособие/Н.И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, с 5. Производственный менеджмент: Учебник/Под ред. В.А. Козловского.-М.: ИНФРА-М, с 6. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Д.Ильенковой.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, с Дополнительная литература 1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента.-М., Дело, Кабушкин Н.И. Менеджмент. Уч.пособие. –М.,1999
3 ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ? Производство эmo создание товаров и услуг. Производственный менеджмент (ПМ) является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. В производящих организациях производственная деятельность по созданию товаров обычно очевидна. В этом случае мы видим конкретные товары, например, телевизоры детали, автомобили и т.п. Для такой деятельности и используется термин производственный менеджмент.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ При производстве товаров все организации выполняют три функции. Эти функции являются необходимыми составляющими для выживания не только собственно производственного процесса, но и организации в целом.
5 Три функции, которые требуются всем организациям: маркетинг, производство, финансы/учет
6 Организация МаркетингПроизводст- во Финансы/ учет Производители автомобилей Объявления на TV, в газетах и т. д. Поддержка автогонок Проектирование автомобилей. Производство компонент. Сборка автомобилей. Развитие сети поставок Плата поставщикам. Заработная плата Затраты на производство Банковские платежи. Дивиденды. Продажа акций
7 Маркетинг определяет спрос либо, по крайней мере, формирует заказ на товар. Производство/операции создают товар. Финансы/учет определяют, насколько экономно организация производит продукт и своевременно оплачивает счета и получает деньги.
8 Промышленное предприятие Производство Оборудование: конструирование; обслуживание и ремонт Управление производством и запасами: расписание работ; управление материальным потоком Контроль и гарантии качества Снабжение Производственный процесс: инструменты; заготовки, детали, узлы; сборка, монтаж Проектирование/инжиниринг: проектирование и усовершенствование изделий; детализированные спецификации изделий Производственное проектирование: эффективное использование машин, площадей и персонала; проектирование процесса; модернизация, установка и монтаж производственных инструментов, оборудования и процессов Финансы/учет: Оплата счетов/получение кредитов: счета поступлений; счета к оплате; главная книга Управление денежными средствами: денежный рынок; международный обмен Потребность в капиталовложениях: выпуск акций; выпуск облигаций и погашение Маркетинг: Продвижение продаж Реклама Продажи Исследование рынка Рисунок 1 – Организационная блок – схема производственной фирмы
9 Эффективные производственные функции имеют высокую отдачу. Цель производственных подразделений, так же как других сегментов организаций, работать эффективно, насколько это возможно.
10 1) планирование: менеджеры определяют цели и выигрыши для организации и развивают программы, политику и процедуры, которые будут помогать организации достигать их. Соподчиненность планов определяется для каждого департамента, группы и лица в организации; 2)организацию: менеджеры развивают структуру отдельных исполнителей, групп, отделов и подразделений для выполнения задач: штаты: менеджеры определяют потребности в рабочей силе и лучшие пути приема, обучения, переобучения и увольнения персонала, необходимого для выполнения задач; руководство: менеджеры руководят, следят и стимулируют персонал к выполнению задач: контроллинг: менеджеры развивают стандарты и коммуникационные сети, необходимые для гарантии того, что организация, штат и руководство выполняют соответствующие планы и решают свои задачи. Все хорошие руководители организаций выполняют основные функции процесса менеджмента. Процесс менеджмента включает:
11 Производственные менеджеры применяют этот процесс менеджмента к решениям и функциям, выполняемым в ПМ. В производственных организациях менеджеры содействуют производству и операциям через выполнение задач. Каждый из этих видов деятельности может требовать планирования, организации, руководства, контроллинга и работы с персоналом.
12 Основные функции Содержание функций Исследование и развитие (R&D) Исследования товара, развитие товара и инжиниринг товара Инжиниринг товара Настройка проекта товара на увеличение эффективности производства (повышение технологичности конструкции) Инжиниринг процесса Проектирование, развитие и изменение способов производства, оборудования и процессов
13 Планирование оборудования, строительство зданий и сооружений Планирование, строительство, обслуживание и ремонт оборудования Закупки Определение лучших источников, способов доставки и цены Промышленный инжиниринг (IE) Определение наиболее эффективного использования машин, площадей и персонала Инжиниринг методов Усовершенствование процедур на рабочих местах
14 Производственное планирование и управление запасами (PIC) Планирование процесса производства, составление расписаний, управление запасами Управленческие производящие системы Приложение методологии, математических методов и процедур или управленческих информационных систем к производственным операциям Обеспечение качества/контроль качества (QA&QC) Пересмотр проектов, товаров и процессов для обеспечения уверенности, что цели по достижению заданного уровня качества выполнены Ремонт и обслуживание Концентрация на проектировании систем и процедур, которые будут создавать и поддерживать надежность системы
15 Выполняемые виды деятельности, требуют, чтобы операционные менеджеры принимали многочисленные решения.
16 Производство, как мы определили ранее, это создание товаров и услуг. Это процесс трансформации ресурсов в товары или сервис. Производительность подразумевает усиление производственного процесса. Усиление производства предполагает нахождение наиболее результативного варианта сравнения количества ресурсов затраченных (входов) к количеству товаров и услуг полученных (выходов) ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ БРОСАЕТ ВЫЗОВ ПМ
17 ВХОДЫ Товары и услуги Экономическая система, преобразующая входы в выходы Земля, труд, капитал, менеджмент ПРОЦЕССВЫХОДЫ Обратная связь Рисунок 2 - Экономическая система, преобразующая входы в выходы
18 Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров или услуг остается постоянным, или увеличение потока на выходе, пока входы постоянны, представляет увеличение производительности. С экономической точки зрения входы это земля, труд, капитал и управление, которые комбинируются в производственную систему. Управление создает эту производственную систему, которая требует превращения входов в выходы. Выходы это разнообразнейшие товары, например оборудование, автомобили, самолеты и т.п.
19 Измерение производительности отличный путь к оценке возможности страны обеспечить повышающийся стандарт жизни ее людей. Только через увеличение производительности можно обеспечить уровень жизни. Более того, только через увеличение производительности можно от труда, капитала и менеджмента получить суммарную отдачу. Если отдача от труда, капитала или менеджмента возрастает без роста производительности, это сопровождается ростом цен. С другой стороны, «давление вниз» на цены имеет место, когда производительность растет, т. к. большее количество производится с теми же ресурсами.
20 Измерение производительности. Употребляя термин «производительность», мы должны будем специально оговорить, что под этим термином мы понимаем продуктивную производительность, т. е. такую, которая соответствует сбалансированному состоянию рыночной экономики и экономики предприятия. Измерение же производительности на практике выглядит достаточно просто. Например, производительность может быть измерена в человеко-часах на тонну определенной марки стали или как энергия, необходимая для производства киловатта электричества.
21 Произведено единиц Производительность = = Использован ресурс Произведено единиц 1000 = = = 4 Использовано человеко-часов 250
22 Во многих случаях тем не менее существуют проблемы измерения производительности. Существует ряд проблем: I. Качество может измениться, пока количество входов и выходов остается постоянным. Сравним два автомобиля: современный и выпущенный и 1940-х гг. Оба являются автомобилями, но нельзя отрицать, что качество усовершенствовалось. Единица измерения автомобиль остается той же, но качество изменилось. 2. Внешние факторы могут приводить к увеличению или уменьшению производительности, за что изучаемая система может не отвечать напрямую. 3. Точность единиц измерения может быть недостаточна. Например, единица измерения автомобиль может быть недостаточна для сравнения производства каких-нибудь других марок автомобилей.
23 Изменения производительности. Соединенные Штаты имели в среднем 2,5% ежегодно прироста производительности за последние 100 лет. Этот рост производительности содержит три составляющих фактора, которые являются переменными производительности: 1-труд, вносящий 0,5% в рост производительности; 2-капитал, дающий 0,4%; 3-искусство и наука менеджмент, за счет чего получено 1,6% роста производительности. Эти три фактора являются критическими для совершенствования производительности. Они представляют границы областей, в которых менеджеры могут выполнять действия для достижения лучшей производительности.
24 Рисунок 3 - Место капитала, труда и менеджмента в ежегодном росте производительности Соединенных Штатов
25 Совершенствование производительности при содействии труда это результат улучшения здравоохранения, образования, сферы питания работающих. Такой рост может также дать и сокращение рабочей недели. Исторически около 20% ежегодного совершенствования в производительности относится к совершенствованию качества труда. При этом три ключевых параметра имеются для совершенствования производительности трупа: - базовое образование, соответствующее эффекту рабочей силы; - продолжительность жизни; - социальное обеспечение (в том числе транспортные и санитарные услуги), делающее труд доступным. Труд.
26 В развитом обществе существует и четвертая проблема менеджмента это поддержание и углубление мастерства рабочих в условиях быстрого внедрения новых технологий и знаний. Преодоление в короткие сроки отставания в качестве труда является трудной задачей. Возможно, совершенствование будет идти не только через рост компетенции рабочих, но также через лучшее использование труда со строгим соблюдением его стандартов. Это можно рассматривать как пятую проблему совершенствования труда с помощью менеджмента.
27 Управление целями, мотивациями, введение гибкого рабочего времени так же, как и совершенствование образования, могут быть среди методов, которые содействуют росту производительности труда. Можно ожидать, что при этом рост производительности труда будет сопровождаться повышением его стоимости.
28 Капитал. Человечество началось с использования инструментов. Инвестиции капитала обеспечивают появление этих инструментов. Так как инфляция и налоги увеличивают стоимость капитала, инвестиции становятся возрастающе дорогими. Когда капитал инвестируется в изменение численности работающих (скажем, на ее увеличение, как это имеет место в отдельные периоды), мы можем ожидать снижения производительности. Используя в большей степени труд, чем капитал, можно уменьшить безработицу в краткосрочном периоде, но это также делает менее экономичным производство и, следовательно, снижает зарплату в долгосрочном периоде. Замещение труда капиталом происходит постоянно. Однако повышающиеся ставки процента «выталкивают прочь» более капиталоемкие проекты, так как потенциальная отдача от инвестиций при установленном риске уменьшается. Поэтому менеджеры постоянно приспосабливают свои планы инвестиций к изменениям стоимости капитала.
29 Производительность капитала может быть увеличена. Производственные менеджеры могут содействовать этому напрямую, увеличивая отдачу от капитала. Отдача от капитала может выражаться дробью: Чистые продажи Отдача от капитала = Инвестируемый капитал При прочих равных условиях чем выше отдача от капитала, тем выше производительность капитала. Существуют отличные возможности для ПM увеличить производительность путем совершенствования отдачи капитала.
30 Искусство и наука управления. Менеджмент это фактор производства и экономии ресурсов, следовательно, искусство и наука менеджмента служат обеспечению лучших возможностей для возрастания производительности. Менеджмент ответствен за совершенствование процесса изготовления посредством использования новых технологий и новых знаний.
31 Совершенствование изготовления чего-либо требует обучения и образования. Образование будет оставаться важным высоко затратным аспектом в постиндустриальном обществе. Большинство стран Запада являются постиндустриальными. В этих странах мы имеем дело с осведомленным обществом. Общество знаний это такое общество, в котором большая часть рабочей силы устремлена к тому, чтобы отойти от ручных работ к работам, базирующимся на знаниях. Исследование, использование и отбор знаний, специфичных для техники и технологии, необходимы в ближайшем будущем нашей стране, хотя мы и считаем себя живущими в высокотехнологичном обществе. Америка инвестирует в гражданские исследования и их развитие меньше, чем другие ее главные индустриальные конкуренты, но значительно больше, чем Россия. Япония сегодня оказывается обновляющей и распространяющей информацию в производстве быстрее и с большей отдачей, чем любая другая страна.
32 Выводы: Производство одна из трех базовых функций любой организации. Производственная функция создает товары и услуги. Производственный менеджмент является главной вехой в этом направлении.
33 РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ПМ Производственный менеджер ответствен за построение эффективной системы производства, которая одновременно являлась бы эффективной и оптимальной. Производственные менеджеры работают эффективно, когда они оперируют функциями ПМ, которые поддерживают организацию. Производственные менеджеры работают оптимально, когда они поддерживают организацию с экономичным использованием ресурсов.
34 С истемы Производственные менеджеры управляют различными системами с производственными функциями. Они достигают хороших результатов, если понимают концепции систем. Производственные системы многочисленны и включают: складские системы системы планирования, системы снабжения ремонта ухода за оборудованием.
35 Рассмотрение предприятия как системы обеспечивает способ рассмотрения организации внутри окружающей среды. Это помогает разработать эффективную производственную миссию, которая будет вносить вклад в миссию и стратегию организации в целом. Слово «система» подразумевает заказ и настройку. Система это совокупность взаимосвязанных переменных. Производственный менеджер проектирует систему для того, чтобы достичь определенной цели или выполнить определенную миссию.
36 Один из видов системы это система преобразования, которая конвертирует входные материалы в товары. - Экономика, компания, производственный процесс это все системы разного рода. Эти системы обеспечивают товарами наше общество. Экономическая система имеет входы, преобразование и выходы. Она также имеет информационный поток от потребителей. Такой информационный поток известен как обратная связь.
37 Примеры входов Процесс ИндустрияПримеры выходов Нефть Химический процесс Очистка Бензин Самолеты, пилоты Система планирова- ния Авиалиния Экипажи, места, еда Двигатель, трансмис- сия Сборка Автомобиль- ный конвейер Автомобиль Таблица 4 - Трансформация входов в выходы
38 Производственная система и ее входы, преобразование и выходы показаны выше. Одна из обратных связей идет от клиентов фирмы, или заказчиков. Эта обратная связь дает возможность входам и процессу преобразования знать, что заказчик думает об их работе.
39 Подсистема Сложные системы также включают маленькие системы внутри себя. Эти подсистемы иногда пытаются достичь своих собственных, относительно узких целей. Работа менеджера состоит в том, чтобы сфокусировать работу этих подсистем в рамках своей системы в целом. Например: финансовый отдел может преследовать свою цель поддержание близким к нулю уровня запасов; отдел сбыта может быть заинтересован поддерживать больший складской запас, принимая во внимание, что это позволит ему достичь целей сбыта.
40 СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ Для разработки эффективной стратегии организации прежде всего нужно выявить возможности экономической системы. Затем определяется цель нашей организации, т. е. какой вклад она будет вносить в общество. Эта причина существования организации и есть ее миссия. Как только миссия организации определена, каждая функциональная зона внутри организации определяет свою поддерживающую миссию. Под функциональной зоной мы подразумеваем основные функциональные подсистемы, в том числе маркетинг, бухгалтерский учет или производство. Миссия для каждой подсистемы разрабатывается для поддержания миссии организации в целом. Миссии мы выполняем посредством стратегий.
41 Стратегия это план, созданный для выполнения миссии. Каждая функциональная зона имеет стратегию для выполнения своей миссии и для помощи организации по выполнению обшей миссии.
42 Миссия Для обеспечения фокусирования обшей цели разрабатывается миссия. Миссия должна быть установлена в свете угроз и возможностей окружающей среды и сильных сторон и слабостей организации. Миссия это концепция, вокруг которой организация может сплотиться. Миссия также определяет разумность существования организации. Трудно разработать хорошую стратегию, но это сделать легче, если миссия хорошо определена. Миссия, или цель, организации - это причина существования организации, одобрение обществом распределения ресурсов для организации, ценность, созданная для клиента.
43 Примеры миссии: 1.«Телефоны и системы данных» «Быть наилучшими в общих коммуникационных услугах для наших пользователей» (из годового отчета фирмы). 2.«Форд-Мотор» мировой лидер в производстве автомобилей и связанных с ними товаров, так же как в новых отраслях, таких, как аэрокосмическая. Миссия улучшать постоянно товары до уровня запросов заказчиков, улучшать возможности процветания бизнеса и обеспечивать уместный доход держателям акций, собственникам бизнеса. Эти краткие определения миссии обеспечивают рациональность и цель существования каждой функциональной зоны. Как только миссия установлена, начинается разработка стратегии и ее внедрение. То, что делает организация для того, чтобы достичь выполнения ее миссии, это стратегия.
44 TOWS-анализ. Для разработки стратегии мы адаптируем развитие организации посредством анализа Угрозы, Возможности, Слабости и Силы {Threats, Opportunities. Weaknesses and Strengths (TOWS)). Разработка концепции TOWS принадлежит Бостонской консультативной группе (BCG). Эта концепция рассматривает угрозы и возможности окружающей среды, а затем анализирует слабые и сильные стороны самой организации. Идея состоит в том, чтобы определить возможности, которые соответствуют сильным сторонам организации, или хотя бы определить потенциальные моменты, которые с помощью менеджмента можно развить. Аналогично менеджер ищет способ выявить свои слабости.
45 На двухмерной матрице стратегий показаны возможности окружающей среды и угрозы по одной оси и слабые и сильные стороны организации по другой ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Совместить сильные стороны с возможностя- ми Избегать угроз СЛАБОСТИИзбегать слабостей Опасно Рисунок 4 - Матрица стратегий
46 Возможности/угрозы окружающей среды: культурные, демографические, экономические, политико-правовые, технологические, общественные (поставщики, дистрибьютеры, заказчики, работники организации, конкуренты) Сильные/слабые стороны организации: требования к капиталу, способности менеджеров, рентабельность, мощность/загрузка, вертикальная интеграция, производительность, техническая компетентность, нововведения, позиция на рынке.
47 Эффективный способ разработать план для достижения конкурентного преимущества это понять угрозы и возможности в окружающей среде фирмы. Угрозы и возможности могут существовать во многих переменных окружающей среды. Мы определили эти переменные окружающей среды, которые включают в себя: - культурные, - технологические, - политико-правовые, - экономические, демографические, - общественные (окружение организации).
48 Организация ищет совмещения сильных сторон и возможностей в окружении, при этом избегая угроз со стороны окружающей среды и в показе своих собственных слабостей.
49 Окружение организации включает в себя: инвесторов, кредиторов, банкиров (источники капитала); поставщиков (источники исходного сырья и компонентов); дистрибьютеров или заказчиков (кто обеспечивает заказ); наемных рабочих (кто представляет людские ресурсы): конкурентов (кто борется за заказы фирмы); правовую систему, правительство, специально заинтересованные группы (кто устанавливает параметры приемлемых действий).
50 Все эти переменные окружающей среды создают ограничения, внутри которых работает организация. Поэтому организации выстраивают разведывательную сеть, которая поставляет информацию, необходимую для понимания окружающей среды. Только после этого организация сможет строить миссию и поддерживать определенную стратегию.
51 ПРИМЕР Глобальная стратегия Постиндустриальные общества, такие, как страны, входящие в ЕЭС и Северная Америка, постоянно рассматривают и оценивают глобальные и локальные возможности и угрозы. Рассмотрим глобальные изменения, имеющие место в окружающей их экономической среде.
52 Первое, что подлежит рассмотрению и обсуждению, это изменение курсов обмена, стоимости рабочей силы, производительности, некоторых локальных возможностей и цен, играющих существенное значение при решении проблемы размещения производства. Должны заметить, что большинство товаров, сделанных, например, в Америке, также изготавливаются где-то в другом месте. Нет товара, который был бы доступен только от одного национального источника. Те, другие места в мире, где американские товары вероятнее всего могут быть произведены это места, где может быть достигнуто высокое качество выпускаемых стандартизованных товаров путем использования дешевой рабочей силы с небольшими дополнительными выплатами и горячим желанием продать их на западном рынке. Это желание продвинуться на западный рынок часто поощряется национальной политикой, как, например, низкими налогами, экспортными кредитами и субсидиями, которые поддерживают такую торговлю
53 Во-вторых, Европейское экономическое сообщество развивается в один гигантский рынок. Объем продаж на этом рынке и, следовательно, оптимальный размер предприятий, работающих на этот рынок, увеличиваются. Это позволяет выживающим предприятиям в структуре ЕЭС распределить их постоянные затраты на большее количество выпускаемых изделий. Поэтому предприятия могут быть низкозатратными производителями даже при высоких затратах на зарплату В зависимости от торговых соглашений, которые установлены с Восточной Европой, низкие затраты на труд могут сохраниться и в следующем десятилетии.
54 В-третьих, коммуникации, путешествия и поставки между континентами относительно легки, быстры и недороги. Это означает, что рынок и источники сырья стали действительно глобальными.
55 В-четвертых, требование западного мира это требование качества и своевременности доставки и возможности выбора, что приводит к необходимости покупать и внедрять новую технологию и отказываться от старой.
56 Каковы же сильные и слабые стороны стратегии западных предприятий в такой окружающей среде? Какой же потенциал конкурентного преимущества имеется для западных предприятий в изменчивом мире? Вероятно, сложные, гибкие производственные системы, которые производят высококачественные, с рядом нововведений, начиненные всякими возможностями товары для богатых заказчиков, это приемлемая стратегия. Производимые товары будут использовать сильные стороны, базирующиеся на высокой квалификации работающих, высоких технологиях и высоком общеобразовательном уровне, что характеризует постиндустриальное общество. Они будут игнорировать потенциально слабую сторону затраты на зарплату.
57 Процедура стратегии. Рассмотрим, как организация оценивает свои сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы среды. Затем организация позиционирует себя посредством ее стратегических и тактических решений так, чтобы иметь конкурентное преимущество. Организация определяет, как максимизировать допустимые возможности и как минимизировать угрозы. Стратегия непрерывно оценивается по уровню удовлетворения заказчика и с учетом конкуретной реальности.
58 Создание и внедрение стратегических решений в функциональные зоны Рассмотрение стратегии Конкурентная ситуация Анализ ситуации внутри компании Производство/операции Товар Заказываемый или стандартизованный Процесс Мощность, технология Расписание Постоянный или изменяющийся производственный ритм Запасы Когда проверять, как много иметь на руках Разработка миссии Финансы/бухучет Финансовый рычаг Стоимость капитала Оборотный капитал Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Финансовый контроль Кредитные линии Формирование стратегии Маркетинг Сервис Распределение Цена Каналы распределения Позиционирование товара Рисунок 5 - Внедрение стратегии посредством специфических функциональных решений примеры из маркетинга, финансов/бухгалтерского учета, производства/операций
59 Миссия и разработка стратегии требуют, чтобы организация нашла возможности в окружающей среде, для которых она и была создана. Это значит, что организация определяет свою собственную уникальную компетентность свои собственные способности, которые соответствуют вышеупомянутым возможностям. Организация ищет собственный уникальный путь использования ресурсов, чтобы удовлетворить экономическим требованиям. Это не означает, что надо атаковать рынок с совершенно такой же миссией и стратегий, как у конкурентов.
60 Полного дублирования чужой миссии и стратегии следует избегать. Более умная стратегия в войне это та, при которой выигрывают, но избегают битвы. Организация хочет найти требования окружающей среды, чтобы они обеспечивали возможности для мобилизации своих уникальных ресурсов. Задача состоит в определении и оценке возможностей, которые дадут шанс разработать конкурентное преимущество или упрочат уже существующее преимущество.
61 РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ПМ Производственный менеджер является активным участником при определении миссии и стратегии организации и того, каким образом ресурсы организации можно использовать более эффективно. Только понимая общую стратегию организации, производственные менеджеры могут максимизировать свой вклад в разработку наиболее эффективной производственной стратегии. Более того, наилучшее использование ресурсов требует более чем эффективного маркетинга и финансов. Реклама и новые схемы финансовых рычагов не создадут лучшую схему представления товаров заказчикам, это сделает только функция производства.
62 Существенную роль ПМ может играть в конкурентной стратегии, что очевидно из исследования, сделанного Давидом Аакером. Из тридцати двух широких категорий, которые вносят вклад в устойчивое конкурентное преимущество, одна четвертая приходится на категорию производства (товар процесс). Если добавить размещение производства и планирование, то сумма увеличится до 28%. ПМ играет главнейшую роль в разработке стратегии. Функция ПМ это третья нога стратегической триады, которая включает в себя маркетинг, финансы и бухгалтерский учет.
63 Эти функции, так же как и другие функции организации, могут вносить свой вклад в стратегию. Производственная-миссия и стратегия Снабжение Управление качеством Составление расписаний Конструкция товара Местоположение Размещение оборудования Технология Человеческие ресурсы Надежность и ремонт оборудования Запасы Рисунок 6 - Компоненты ПМ-миссии и стратегии
64 ПМ - стратегические и тактические решения Стратегические решения имеют тенденцию к долгосрочным приложениям (больше одного года) и могут требовать более года для внедрения. Тактические решения это те, которые можно модифицировать, существенно изменить в течение года или быстрее. Оба типа решений поддерживают ПМ и миссии компаний. Сгруппируем задачи ПМ, которые требуют стратегических и тактических решений следующим образом:
65 Стратегические решения производственного менеджмента 1. Стратегия товара, 2. Стратегия процесса 3. Стратегия выбора местоположения. 4. Стратегия размещения. 5. Стратегия людских ресурсов. 6. Поставки и стратегия JIT.
66 1 Стратегия товара - определяющая процесс изготовления (трансформации). Решения по производственным затратам, качеству и человеческим ресурсам сильно взаимодействуют с конструкцией товара, т. е. решения по этому товару часто устанавливают нижний предел затрат и верхние пределы по качеству.
67 2 Стратегия процесса возможности процесса, которые доступны для производства товара. Решения по процессу привязывают менеджмент к основным подходам к технологии, качеству, человеческим ресурсам и обслуживанию оборудования. Различные расходы и сделанные капитальные затраты будут определять структуру затрат компании.
68 3 Стратегия выбора местоположения Решения по местоположению как для производства, так и для сервиса могут определять предельный успех производства. Ошибки, сделанные при этом, могут заслонить преимущества.
69 4 Стратегия размещения Мощности, использование персонала, снабжение и планирование складов будут зависеть от стратегии размещения.
70 5 Стратегия людских ресурсов Человеческие ресурсы это интегральная и дорогая часть проекта всей системы. Поэтому качество рабочей силы, требуемые мастерство, навыки и затраты на это должны быть определены.
71 6 Поставки и стратегия JIT Определение того, что должно быть сделано и что нужно закупить, обращая внимание на качество, доставку и инновации по приемлемой цене в атмосфере взаимного доверия между покупателем и поставщиком, необходимо для организации эффективного снабжения «точно вовремя».
72 Тактические решения производственного менеджмента 1. Тактика управления запасами и JIT- тактика. 2. Тактики составления расписаний. 3. Тактики по качеству. 4. Тактики надежности и ремонта.
73 7. Тактика управления запасами и JIT-тактика Решения по запасам могут быть оптимальными только тогда, когда рассматриваются для удовлетворения заказчика в свете времени задержки, производственных расписаний и планирования людских ресурсов.
74 8. Тактики составления расписаний Эффективное расписание производства должно быть разработано, требования на людские ресурсы и оборудование должны быть определены и находиться под контролем.
75 9. Тактики по качеству Решения должны быть сделаны для того, чтобы определить требуемое качество. Политика и процедуры должны быть разработаны, чтобы достичь этого качества.
76 10 Тактики надежности и ремонта Решения должны быть сделаны в соответствии с желательным уровнем надежности и ремонта. Необходимы планы для воплощения и контроля надежности и ремонта оборудования.
77 Рассмотрение ПМ-стратегии. Производственный менеджер определяет функции ПМ. Успешная стратегия ПМ состоит из учета: 1. требований окружающей среды (т.е. того, в каких экономических и технологических условиях организация пытается выполнить свою стратегию); 2. конкурентных требований (учета сильных и слабых сторон конкурентов, их возможных действий); 3. стратегии организации (возможных ее намерений); 4. жизненного цикла товара (т. е. того, на какой стадии жизненного цикла товаров находится компания).
78 Таким образом ПМ-стратегия также: определяет и организует ПМ-задачи (т.е. что должна эта особенная ПМ-функция делать и как это дело должно быть организовано в связи с другими элементами организации, чтобы приносить вклад в миссию фирмы); делает необходимые выборы внутри функции ПМ (т.е. на каких особенных задачах ПМ должно фокусироваться); находит конкурентное преимущество (т. е. какой вклад ПМ-функция вносит в уникальную сильную сторону организации).
79 PIMS-анализ Дополнительный стратегический взгляд обеспечивается исследованиями Стратегического института планирования (США). Их программа PIMS (Profit Impact of Market Strategy) (влияние стратегии рынка на прибыль) была разработана вместе с компанией «Дженерэл Электрик». PIMS содержит около 100 данных о трех тысячах организаций. Используя собранные данные и сведения об отдаче от инвестиций ROI (Return on Investment) как измерителе успеха, PIMS делает возможным определить также характеристики фирм с высоким ROI.
80 Среди таких характеристик, которые связаны со стратегическими ПМ-решениями, следует отметить: 1. высокое качество товара по сравнению с конкурентами; 2. высокое использование мощности; 3. высокую эффективность производства (соотношение расчетной и фактической производительности); 4. низкие затраты капитала (сумма капитала, требуемая производством на S продаж); 5. низкие прямые затраты на единицу продукции (по сравнению с конкурентами). В анализе организаций относительно их силы и слабости эти характеристики могут быть измерены и изменены. Они должны быть рассмотрены как стратегии развития организации.
81 Стратегия выполнения ПМ-менеджер развивает стратегию, группирует деятельность в организационной структуре и штатах персонала, который будет выполнять работу. Работа менеджера с подчиненными менеджерами включает планы, бюджеты и программы, которые будут успешно обеспечивать стратегии и достижение миссии. Организации берутся за организацию выполнения оперативных функций в различных вариантах. Мы определили десять областей решения в ПМ-функция. Каждая организация будет выполнять их собственными путями, выбирая, как организовать выполнение этих десяти решений.
82 Выводы ПМ главная функция, которая должна способствовать успеху на пути к конкурентоспособности организации. Организация реалистично определяет свои слабые и сильные стороны. Затем развивает эффективную миссию и стратегию, которая применима для этих сильных и слабых сторон и учитывает возможности и угрозы окружающей среды. Если это делается хорошо, организация может иметь конкурентное преимущество и высокий класс производства.
83 Вопросы для обсуждения: 1. Дайте определение производственному менеджменту? 2. Кто стоял у истоков производственного менеджмента? 3. Перечислите функции, которые требуются всем организациям? 4. Что включает в себя процесс менеджмента? 5. Дайте определение производительности? 6. Измерение производительности. 7. Какие три фактора являются критическими для совершенствования производительности? 8. Как определяется отдача от капитала? 9. Как происходит развитие стратегии ПМ? 10. Дайте определение стратегии? 11. Дайте определение миссии? 12. Что такое TOWS-анализ? 13. В чем заключается процедура стратегии? 14. Перечислите задачи ПМ, которые требуют стратегических и тактических решений? 15. Дайте определение PIMS-анализу 16. В чем заключается стратегия выполнения?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.