Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемbschool.ucoz.ru
2 Приветствую вас, мои первые дистанционные ученики! Надеюсь, что наш первый урок принесёт нам радость познания и общения. Дорогой друг, ответы пиши в документе Word, указывая номер задания.
3 ФразеологизмыФразеологизмы Цель: Сегодняшний урок научит вас узнавать фразеологизмы в речи, понимать их этимологию и применять эти устойчивые выражения в своей речи. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон … М. Горький
4 Когда хотим помыть руки Когда мы так говорим? Вымыть руки Держать себя в руках Взять голыми руками Овыдержанномчеловеке Легко одолеть
5 Задание 1. Найдите «третий лишний» 1.Вымыть руки. 2.Держать себя в руках. 3.Взять голыми руками.
6 Лингвистический эксперимент Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза глядят ? Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данной фразе: беречь как зеницу ока? Можно ли заменить грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног на сбиться с ноги?
7 Каков результат лингвистического эксперимента? Изменился смысл высказываний!
8 Вывод 1. Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты). Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.
9 Задание 2. Отгадайте фразеологические загадки. Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело
10 Задание 3. Отгадайте фразеологические загадки. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; Ее «просит» рваная обувь; Она в голове у вечных путаников.
11 Задание 4. Отгадайте фразеологические загадки. Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; Ее набирают в рот, когда молчат; Ею нельзя разлить неразлучных друзей; В нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими
12 Задание 5. Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают, упорно не желая говорить; Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; За него тянут или дергают, заставляя высказаться; Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего
13 Задание 6. Отгадайте фразеологические загадки. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
14 Задание 7. В каком предложении употреблён фразеологизм? Определите, каким членом предложения он является. Ваня махнул рукой и подбежал к нам. Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.
15 Вывод 2. В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.
16 Презентация фразеологизмов Дым коромыслом Тёртый калач Реветь белугой Точить лясы Коломенская верста Непутёвый человек
17 Дым коромыслом Шум, гам, суматоха
18 Дым коромыслом В старой Руси избы часто топили «по-чёрному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идёт дым «столбом» - будет ясно, «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре.
19 Тёртый калач Так называют опытного человека, которого трудно провести
20 Тёртый калач Раньше и на самом деле был такой сорт хлеба – «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – «не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
21 Реветь белугой Громко кричать или плакать
22 Реветь белугой «Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
23 Точить лясы Пустословить, заниматься бесполезной болтовнёй
24 Точить лясы Лясы(балясы) – это точёные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось все меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
25 Коломенская верста Так называют человека очень высокого роста.
26 Коломенская верста В подмосковном селе коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…
27 Непутёвый человек Значит легкомысленный, безалаберный, беспутный
28 Непутевый человек В старину на Руси путем называли не только дорогу, но и еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий – ведающий княжеской охотой, путь ловчий – псовой охотой, путь конюший – экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь- должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась. В старину на Руси путем называли не только дорогу, но и еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий – ведающий княжеской охотой, путь ловчий – псовой охотой, путь конюший – экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь- должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась.
29 Пусть глаза отдохнут Следите за двигающимися предметами и часто-часто моргайте
30 Источники пополнения фразеологизмов Крестьянский быт Наблюдения над животными Народные обычаи Профессиональная среда Исторические события Литературные произведения Фольклор (сказки, пословицы и поговорки
31 Задание 8. Попробуйте самостоятельно выяснить значение и происхождение фразеологизмов. Довести (доводить) до белого каления Покупать кота в мешке Рыльце в пуху Используйте поисковую систему Яндекс, пройдите по ссылке:
32 Задание 9. Соотнесите фразеологизмы 1го столбика с фразеологизмами – антонимами 2го столбика 1.Видимо-невидимо 2.За тридевять земель 3.Идти в ногу 4.Воды в рот набрать 5.Развязать язык 6.Держать себя в руках a.Кто во что горазд b.Язык без косте c.Выйти из себя d.Кот наплакал e.Рукой подать f.Прикусить язык
33 Задание 10. Соотнесите фразеологизмы 1го столбика с фразеологизмами – синонимами 2го столбика 1.Стреляный воробей 2.Во всю прыть 3.Сидеть сложа руки 4.Намылить шею 5.Молоть вздор 6.Вилами на воде писано a.Бабушка надвое сказала b.Молоть ерунду c.Намять бока d.Бить баклуши e.Сломя голову f.Тёртый калач
34 Задание 11. Найдите фразеологизмы И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.
35 Поэтический перевал И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке!ушки на макушке Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.тут как тут. задание 12 О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова? Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке? задание 12 О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова? Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?
36 Выводы: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. Источники возникновения новых фразеологизмов разнообразны. Они могут появиться в любой момент. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной.
37 Наш урок близится к завершению. Предлагаю вам выполнить тест по изученной теме. Скопируйте таблицу в документ Word и заполните её задан ия вопроса 1234 I. II. III.
38 Тест по теме «Фразеологизмы» I. Найди соответствия. 1.Как снег на голову 2.Держать язык за зубами 3.Намять бока 4.Не в бровь, а в глаз a)Метко b)Набить c)Молчать d)Неожиданно
39 II. Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить) 1.Дрожит как… 2.Держать в ежовых … 3.Вариться в собственном… 4.Выводить на чистую… a)Вода b)Осиновый лист c)Рукавицы d)Сок
40 III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце. 1. a)Хоть пруд пруди b)Кот наплакал c)Тьма-тьмущая d)Яблоку негде упасть 2. a)Во все лопатки b)Сломя голову c)Черепашьим шагом d)В мгновение ока
41 III. Найди «четвёртый лишний» в каждом столбце. 3. a)Слово в слово b)Тютелька в тютельку c)Вилами на воде писано d)Комар носа не подточит 4. a)Попасть впросак b)Попасть на седьмое небо c)Попасть в переделку d)Попасть в переплёт
42 Творческое задание* В преддверии 65летия со дня Победы в Великой Отечественной войне напиши рассказ о мужестве защитников нашей Родины, используя данные фразеологизмы: становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока. Словарик: Становиться на пути – Мешать, препятствовать. Стар и мал – Все без различия возраста. Стоять грудью – Мужественно защищать. Держать оборону – Не отступать. Разбить в пух и прах – Победить. Сложить оружие – Сдаться. Беречь как зеницу ока – Заботливо, тщательно беречь Словарик: Становиться на пути – Мешать, препятствовать. Стар и мал – Все без различия возраста. Стоять грудью – Мужественно защищать. Держать оборону – Не отступать. Разбить в пух и прах – Победить. Сложить оружие – Сдаться. Беречь как зеницу ока – Заботливо, тщательно беречь *Задание выполняется по желанию
43 Рефлексия Выберите и запишите фразу, которую вам хотелось бы продолжить Я оцениваю свою работу на уроке как … Мне показалось интересным … Я ( не ) доволен уроком, потому что … Урок привлёк меня … Мне было трудно …
44 Спасибо за урок!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.