Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемoktderg2010.ucoz.ru
1 Подготовка к ЕГЭ в 9 классе. Работа над частью А, В ( тестовые задания )
2 Задание А 1 – А 7 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 – А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А 1 – А 7 обводятся ручкой.
3 Задание А 1 Почему В. Песков считает, что сказка – это « сплав стихотворной литературы с фольклором »? 1. Потому что П. Ершов смещает ударения в словах. 2. Потому что П. Ершов использует прибаутки, деревенский говор. 3. Потому что « Конька - Горбунка » изучают литературоведы. 4. Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.
4 Комментарий Внимательно прочитайте предложенные варианты ответов. Теперь обратимся к тексту и порассуждаем. Вариант 1 неверный, потому что смещение ударения в словах не является главной особенностью сказки. Вариант 2 верный. Это нам подсказывает предложение 12: «… сказка походила на пушкинского « Салтана », но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками ». Вариант 3 неверный. В ответе говорится о литературоведах, изучающих « Конька - Горбунка », а в тексте они упоминаются как изучающие другие « писания » Ершова. Вариант 4 неверный. В ответе утверждается, что фольклор тоже может иметь стихотворную основу, но ведь в тексте говорится не о фольклоре, а о литературной сказке Ершова, которая была написана с опорой на фольклор.
5 Задание А 2 В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя ? 1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 14
6 Комментарий Вариант 1 неверный. Здесь говорится о том, кто « населяет » сказку, и о том, что в ней всегда торжествует справедливость. Вариант 2 неверный. Для анализа предлагается предложение, в котором говорится о « всякой живности » в сказке. Ни о каком воздействии на читателя в этих предложениях не говорится. Вариант 3 верный. В предложении действительно говорится о воздействии сказки на читателя : она « забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться ». Вариант 4 неверный. В нем говорится о других произведениях П. Ершова, а вопрос адресует нас именно к сказке « Конек - Горбунок ».
7 Задание А 3 В каком из высказываний содержится ответ на вопрос « Почему П. Ершов смещает ударения в словах ?» 1) П. Ершов не знал правильного ударения. 2) Такая постановка ударения была правильной в XIX веке, когда жил П. Ершов. 3) П. Ершов хотел обратить внимание читателя на возможные ошибки. 4) Это было необходимо для сохранения рифмы и ритма стиха.
8 Комментарий Вариант 1 неверный. Как сказано в тексте, Петр Ершов был отправлен учиться в университет, да и учился прилежно. Поэтому нет оснований говорить о том, что студент « не знал правильного ударения ». Вариант 2 неверный. Нам предлагается для размышлений сообщение о том, что постановка ударения все таки была правильной, но правильной для XIX века. Конечно, такое явление в русском языке случается, однако в тексте смещение ударения объяснено иначе : « в угоду ритму и рифме », кроме того, « это никого не смущало ». Вариант 3 неверный. Вызывает улыбку предположение, что Ершов неправильными ударениями боролся за чистоту русского языка. Вариант 4 верный. Мнение о роли неправильного ударения в сказке совпадает и с мнением В. Пескова, и с нашим мнением.
9 Задание А 4 В каком значении употреблено слово легкими в предложении 7? 1) незначительный по весу 2) достигаемый без большого труда 3) малозаметный, едва слышимый 4) незатруднительный для восприятия
10 Комментарий Это задание по лексике. Мы должны определить лексическое значение слова. В этом нам поможет контекст. Перечитайте еще раз предложение 7 и подумайте над вариантами ответа. Нам нужно найти такое существительное, которое относится к этому прилагательному. Из всего предложения нам нужно выбрать словосочетание : стихами легкими. Найти существительное, которое будет характеризоваться прилагательным, очень важно. Поэтому мысленно подставьте существительное стихи ко всем вариантам значений, которые предлагаются в ответах, и вы увидите, какой из них подходит для вашего контекста.
11 Вариант 1 неверный. В нем говорится о качестве предметов, которые могут иметь физический вес. Стихи такового не имеют, поэтому этот вариант исключается. Вариант 2 неверный. Предлагаемое значение к существительному стихи не подходит, так как в предложении говорится не о труде писателя, а о восприятии читателя. Вариант 3 неверный. Он отражает звуковую характеристику, а в тексте не говорится о восприятии сказки во время чтения. Вариант 4 верный. Он отражает восприятие читателем произведения в целом.
12 Задание А 5 В каком предложении содержится обоснование автора о том, что сказка П. Ершова о придуманной жизни похожа на саму жизнь ? 1) 8; 2) 10; 3) 11; 4) 12
13 Комментарий Вариант 1 верный. Предложение 8 является ответом на поставленный вопрос : сказка Ершова похожа на саму жизнь, потому что в ней все есть – хорошее и плохое, мудрость и глупость, красота природы … Вариант 2 неверный. В предложении говорится о том, что автор с помощью « населения сказки » « забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться » читателя. Но это не подтверждает тезис о том, что сказка похожа на саму жизнь. Вариант 3 неверный. В предложении сообщается о том, что сказка полюбилась всем сразу и стала популярной. Здесь также нет обоснования заявленного тезиса. Вариант 4 неверный. В предложении говорится о языковой манере писателя : «… был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором …».
14 Задание А 6 О каком свойстве натуры П. Ершова свидетельствует информация, заключенная в предложениях 4 – 7? 1) эгоизме 2) целеустремленности 3) независимости 4) расчетливости
15 Комментарий Внимательно перечитайте названные предложения. Вы сможете без труда отказаться от вариантов 1, 3 и 4, так как писатель отказывался от студенческих шалостей и пирушек не потому, что пренебрегал общественными интересами и думал исключительно о славе или о личном обогащении. Ему было жаль времени, потраченного впустую. Он был человеком целеустремленным, это и позволило ему хорошо учиться и « явить миру сказку ».
16 Задание А7 Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1) Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. 2) Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность ее была такой, что « Конька - Горбунка » стали переписывать друг у друга. 3) Духом своим сказка походила на пушкинского « Салтана », но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. 4) Пётр Ершов и кроме « Конька » кое - что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам.
17 Комментарий Прежде всего необходимо вспомнить, что такое метафора. Метафора – это употребление слова ( чаще всего существительного или глагола ) в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Такое слово есть в варианте 3: сплав литературы с фольклором. В прямом значении слово сплав обозначает вещество, получаемое из нескольких металлов при плавлении.
18 Задания В 1 – В 14 выполняются также на основе прочитанного текста. Ответы на задания В 1 – В 14 записываются словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами ( пустыми клеточками ).
19 Задание В 1 Найдите в предложении 8 синоним к слову хитрый. Напишите этот синоним.
20 Комментарий Прилагательное хитрый имеет несколько значений, среди которых такое : « скрывающий свои истинные намерения » ( словарь Ожегова ). В этом значении и предстает слово лукавый. Окружение у царя лукавое – значит, изворотливое, прячущее за лестью свои настоящие намерения и имеющее скрытый умысел.
21 Задание В 2 Из предложений 8 – 10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
22 Комментарий Вспомним : непроизносимая согласная – это такая согласная, которая в потоке речи не звучит, но остается на письме ( извес т ный – вес т и ). Вас просят найти подобное слово в нескольких предложениях. Оно есть в предложении 8: честному. Проверим его на соответствие : чес т ному – чес т ь.
23 Задание В 3 Из предложений 1 – 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом : « На конце приставки пишется – З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный ».
24 Комментарий Как вы помните : в русском языке существует 3 типа приставок : 1 – те, которые пишутся всегда одинаково ; 2 – приставки на – З и – С ; 3 – приставки пре - и при -. Приступая к этому заданию следует помнить, что : 1) в словах здесь, здоровье, здание, ни зги ( не видно ) всегда пишется буква З, так как она является в этих словах частью корня ; 2) приставка С - относится к тем приставкам, которые всегда пишутся одинаково, т. е. последующая буква не играет орфографической роли ; 3) в словах приставки на – З и – С могут стоять и после другой приставки ( например, небезопасный ). Нужное нам слово находится в предложении 1 – произрастает.
25 Задание В 4 Из предложений 1 – 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом : « В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано ».
26 Комментарий Сначала нужно найти наречия, т. е. те слова, которые обозначают признак действия или другого признака и отвечают на вопрос как ? Таких слов несколько : много, явственно, прилежно. Слово много отбросим сразу, т. к. в нем нет искомых букв. В слове прилеж н о пишется одна Н, так же, как и в исходном прилагательном. Но оно не может быть выбрано для ответа, потому что в задании просят найти слово с – НН -. Остается слово явственно. Проверим : исходное прилагательное – явств енн ый, в нем пишется суффикс – ЕНН -, следовательно, наречие, образованное от него, - явственно.
27 Задание В 5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом. И в девятнадцать лет явил миру сказку, (1) написанную стихами легкими, (2) как дыханье, (3) занятными, (4) интересными и взрослому, (5) и ребенку, (6) сказку о придуманной жизни, (7) но похожую и на саму жизнь.
28 Комментарий Для того, чтобы правильно выполнить это задание, надо вспомнить а ) что такое обособленное определение и б ) что такое причастный оборот. Обособляться могут не только причастные обороты ( причастия с зависимыми словами ), но и определения, выраженные прилагательными ( с зависимыми словами или без них ).
29 Рассмотрим предложение. Запятая, обозначенная цифрой 1, « открывает » причастный оборот. Следующая наша задача – найти его конец. Попробуем представить подчинение слов в предложении относительно главного слова – причастия написанную. написанную стихами легкими занятными интересными взрослому ребенку
30 Вывод : таким образом, причастный оборот, начатый словом написанную, заканчивается словом ребенку. Верный ответ : 1,6
31 Задание 6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы ), обозначающую (- ие ) запятую (- ые ) между частями сложносочиненного предложения. Духом своим сказка походила на пушкинского « Салтана », (1) но был тут вольный, (2) игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, (3) прибаутками, (4) озорными словечками.
32 Комментарий Вспомните, что такое сложносочиненное предложение и чем оно отличается от других сложных предложений. Сложносочиненное предложение – это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Найдите грамматические основы предложения. Их две : сказка походила и сплав был. Соединены эти две части сочинительным противительным союзом но, поэтому номер, обозначающий запятую между частями сложносочиненного предложения (1) нужно записать в ответ.
33 Все остальные запятые связаны с однородными членами предложения и не относятся к заданному вопросу. Итак, верный ответ – запятая 1.
34 Задание В 7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частыми сложноподчиненного предложения. Все население сказки вертится вокруг того, (1) что придумано сочинителем, (2) – забавляет, (3) учит, (4) заставляет смеяться, (5) тревожиться, (6) радоваться.
35 Комментарий Вспомните, что такое сложноподчиненное предложение. В сложноподчиненном предложении простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами. Итак, главное, что « выдает » сложноподчиненные предложения, это союзы или союзные слова. Из элементарного разбора видно, что два предложения находятся в подчинительных ( неравноправных ) отношениях и связывает их союзное слово что.
36 (чего?) Все население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем. Верный ответ: 1, 2
37 Задание 8 Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание (- я ), построенное (- ые ) на основе подчинительной связи примыкание.
38 Комментарий Для выполнения этого задания нужно вспомнить, что называется примыканием. Примыкание – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым и связано с главным только по смыслу. Самым популярным в примыкании является словосочетание, построенное по модели глагол + наречие. Однако стоит вспомнить, что неизменяемыми бывают не только наречия.
39 При этом не нужно забывать, что подлежащее и сказуемое не могут быть словосочетанием. Например, в первом предложении велик риск назвать примыканием сочетание много произрастает. Однако при внимательном рассмотрении можно увидеть, что наречие много выступает в роли подлежащего. Верный ответ : явственно видим
40 Задание 9 Из предложений 11 – 14 ( как простых, так и сложных ) выпишите составное глагольное сказуемое.
41 Комментарий Существует три вида сказуемых : простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Ваше задание найти составное глагольное сказуемое. Значит, вы должны искать такое, которое состоит из вспомогательной и основной части, где основное лексическое значение сказуемого заключено в инфинитиве ( неопределенной форме ). Найдите грамматические основы предложений и проанализируйте каждое сказуемое. Верный ответ : стали переписывать
42 Задание В 10 Среди предложений 7 – 11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
43 Комментарий Вставная конструкция – это разновидность вводных единиц, которая содержит добавочное замечание или пояснение. Вставная конструкция обычно выделяется скобками, реже – тире. Поэтому особого труда не составит найти такое предложение. Вот оно : Всё в ней есть : деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица - дева, жар - птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему – дураку ( а точнее, доброму, честному простаку ) – всё хорошее по справедливости достается.
44 Задание В 11 Среди предложений 8 – 11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
45 Комментарий Суть данного вопроса заключается в том, как опознать обособленные и необособленные определения. Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны : цвету, форме, размеру и т. д. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. В задании не сказано какие определения – согласованные или несогласованные – нужно рассматривать. Поэтому рассматривайте все варианты.
46 Обособленные однородные определения есть в предложении 8. Всё в ней есть : деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, краса - девица, жар - птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему – дураку ( а точнее, доброму, честному простаку ) – всё хорошее по справедливости достанется.
47 Задание В 12 Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
48 Комментарий Еще раз внимательно прочитайте предложение и выделите грамматические основы. Здесь их 2: в главном предложении – всё есть, в придаточном предложении – всё хорошее достается.
49 Задание В 13 Среди предложений 10 – 13 найдите сложное предложение, части которого, помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
50 Комментарий Союзная связь в сложном предложении предполагает наличие сочинительных союзов между простыми предложениями. Бессоюзная связь не предполагает никаких союзов, смысловые части такого предложения определяются интонацией ( в устной речи ) или знаками препинания ( на письме ).
51 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении весьма разнообразны ( запятая, точка с запятой, тире, двоеточие ), нередко именно они являются подсказкой при выборе ответа.
52 В предложении 10 есть только союзная ( подчинительная ) связь. В предложениях – союзная ( сочинительная ) связь. В предложении 11 и союзная ( подчинительная ), и бессоюзная связь. Верный ответ : предложение 11.
53 Задание В 14 Среди предложений 7 – 11 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
54 Комментарий Придаточные времени в сложноподчиненных предложениях отвечают на вопросы : когда ? как долго ? с каких пор ? до каких пор ? Но мало ориентироваться на союзы. Нужно научиться верно ставить вопрос к придаточному предложению.
55 Предложения 7 и 9 простые. Предложение 8 – сложноподчиненное, но с придаточным определительным ( три брата – каких ? ). В предложении 10 используется придаточное изъяснительное ( население сказки вертится вокруг того – чего ? ).
56 В предложении 11 есть придаточное времени : сказка полюбилась – когда ? – как только была напечатана.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.