Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 2 года назад пользователемAlexandrova Ulyana
1 Культура Древней Передней Азии (Месопотамии)
3 МЕСОПОТАМИЯ или МЕЖДУРЕЧЬЕ Равнинная область в бассейне двух рек ЕВФРАТА и ТИГРА называлась МЕСОПОТАМИЕЙ. «МЕСОС» – середина и «ПОТАМОС» – река. К ранним государствам Месопотамии относятся – ШУМЕР, АККАД, ВАВИЛОН И АССИРИЯ. Долгое время о них знали лишь из описаний Геродота и библейских сказаний о Вавилонской башне, дворце Навуходоносора, пире Валтасара, горе Арарат, куда пристал Ноев ковчег. Характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии с другой
4 ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
5 Культурные периоды: ШУМЕРО-АККАДСКИЙ (IV-II тыс. до н.э.) АССИРО- ВАВИЛОНСКИЙ (1894 – 732 гг. до н.э. на севере, 1380 – 625 гг. до н.э. на юге) НОВОВАВИЛОНСКИЙ (ХАЛДЕЙСКИЙ) – 626 – 538 гг. до н.э.
6 Культура Месопотамии была долго неизвестна. Стремление захватить плодородные земли – войны; Основной материал для строительства – глина кирпич (не обожженный – т.к. дорого) строения не долговечные
7 1. Возникновение шумерской письменности
8 III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек. Текст напоминал ребус, читать его сложно. Один и тот же знак имел несколько совершенно различных чтений и значений.
10 Писали на табличках из мягкой глины, тщательно очищенной от всяких примесей В качестве инструмента для письма использовали заточенные тростниковые или деревянные палочки Когда табличка была исписана – ее обжигали, так как в обожженном виде она хранилась долго
11 Перевод текста одной из шумерских табличек (школа) В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?». Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, много не понимал, не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел…
12 Шумеры создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы первых и древнейших в мире медицинских книг сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Основным ЖАНРОМ шумерской литературы служили фольклорные произведения, прежде всего легенды или мифы. То были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
13 Самым известным памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном правителе города Урука герое Гильгамеше
14 Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала ( г.г. до н.э), где найдено более 30 тыс. табличек
15 Библиотека Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.) находилась в его дворце в Ниневии. Его отец Асархаддон предполагал сделать Ашшурбанипала верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к ним до конца жизни. Сохранилось около табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в определенном порядке и имелся каталог.
17 ДОСТИЖЕНИЯ МЕСОПОТАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Высокие достижения в области ПОЛИТИКИ, ПРАВА И ВОЕННОГО ДЕЛА. Законы ХАММУРАПИ – административное деление страны на сатрапии, разделение военной и гражданской власти, преемственность царской власти Был создан первый в мире свод законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб») Колонна с Законами Хамураппи
18 ЗАКОНЫ – правила, обязательные для всех жителей страны
19 КОГО ЗАЩИЩАЛИ ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ? «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён».
20 «чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость…. Чтобы притеснённому оказывалась справедливость, я начертал драгоценные слова на моей стеле и поставил перед моим изображением царя справедливого. Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны … пусть истребит в стране своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям»
21 Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо). Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?) За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь. За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни. В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
23 В области МАТЕМАТИКИ И АСТРОНОМИИ: - позиционная система цифр, - шестидесятеричный счет, - возведение и извлечение квадратного корня, - Определение лунных фаз и продолжительность года, --изобретение календаря --Был разделен час на 60 минут, а минута на 60 секунд. --Научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству.
24 БОГИ МЕСОПОТАМИИ ЭНЛИЛЬЭНКИИНАННА
25 Энлиль ("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану, бог воздуха, затем земли, плодородия, покровитель города Ниппур. Супругой его считалась Нинлиль. Согласно мифам, которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, всемирный потоп, при котором спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль, которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.
26 Набу– бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 осн. богов и отождествлялся с планетой Меркурий Анзу- божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей. Иштар ("богиня"), в мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
27 Уту-Шамаш ("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской мифологии солнечный бог.В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Энки("владыка земли") - одно из главных божеств; он хозяин подземного мирового океана, пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил.
28 ПОЛНЫЙ РАЗВОРОТ ПЛЕЧ (ИЛИ 3/4) ПОЛНЫЙ РАЗВОРОТ ПЛЕЧ (ИЛИ 3/4) НОГИ И ЛИЦО В ПРОФИЛЬ НОГИ И ЛИЦО В ПРОФИЛЬ НЕТ ПОРТРЕТНОГО СХОДСТВА НЕТ ПОРТРЕТНОГО СХОДСТВА ТОЧНО ВОСПРОИЗВЕДЕН АЗИАТСКИЙ ТИПАЖ ТОЧНО ВОСПРОИЗВЕДЕН АЗИАТСКИЙ ТИПАЖ ЦАРЯ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ДЛИННОЙ ЗАВИТОЙ БОРОДЕ. ГУСТЫМ ВОЛОСАМ И ПЫШНЫМ ОДЕЖДАМ ЦАРЯ МОЖНО УЗНАТЬ ПО ДЛИННОЙ ЗАВИТОЙ БОРОДЕ. ГУСТЫМ ВОЛОСАМ И ПЫШНЫМ ОДЕЖДАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
29 Архитектура Древней Передней Азии
30 АРХИТЕКТУРА Самым ранним культурным центром является ШУМЕР. Шумеры создали легенду о всемирном потопе и изобрели письменность, оросили бесплодные земли, проложив каналы и построили города – УР, УРУК, НИППУР, ЛАГАШ и др. Каждый город был отдельным государством со своей армией и правителем.
31 В силу особенностей строительного материала, распространенного в Месопотамии, архитектура Месопотамии представлена в основном культовыми постройками и дворцами правителей. Скульптура в этом регионе не получила столь большого развития в связи с дефицитом природного камня.
32 Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей.
33 Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро- аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
34 В становлении месопотамской цивилизации особую роль играли храмы. В Месопотамии храм был не только местом, где поклонялись богам, совершали жертвоприношения и другие культовые действия, но это было и общественное хранилище зерна и продуктов. В такие амбары жители селения ссыпали часть зерна, создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. Хранилище считалось священным, ведь там лежал хлеб основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. В этом амбаре и вокруг него совершались важные обряды, связанные с внесением в хранилище нового урожая, с началом сева и другими сезонными праздниками. У древнейших земледельцев амбар и святилище были, неотделимы друг от друга, и это двуединство религиозных и хозяйственных функций храма сохраняется на протяжении всей месопотамской истории.
35 Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
37 Зиккурат – ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами Пандус – наклонная плоскость, заменяющая лестницу 1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю 2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества 3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов
38 Пандус – пологий въезд (от франц. pente douce пологий склон) Зиккурат – многоступенчатый храм (от вавил. sigguratu «вершина») Главная особенность месопотамской архитектуры: Преобладание массы над внутренним пространством Глазурованные кирпичи
39 Главное место храма – последняя ступень, «жилище бога». Внутри храм был абсолютно пустой. Люди верили, что бог проводит ночь в храме, ему приносили еду и воду.
40 Простым людям нельзя подниматься на башню. Жрецы же каждую ночь поднимались для астрономических наблюдений.
41 Зиккурат в городе Уре XXI в до н.э. Посвящен богу Луны Сину. Высота 18(21)м
42 Зиккурат Этеменанки (месопотамия). Реконструкция, VI в. до н. э.
43 Сочетание строгой графики и красочной декоративности Многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. ( от лат. Relevo – поднимаю) Храмы возводились из кирпича- сырца и требовали постоянного обновления.
44 Самый старый город нашей планеты - шумерский Ур
45 ГОРОД УРУК Зиккураты строили в 3-4 уступа, а иногда и до 7 уступов. Каждая платформа окрашивалась в свой цвет: Нижняя – черный ( использовали битум – горная смола) Средняя – в красный ( облицовка обожженным кирпичом) Верхняя – белый ( известковая побелка) Святилище - облицовка глазурованными керамическими плитками В УРУКЕ самые древние Храмы: БЕЛЫЙ – богини ИШТАР КРАСНЫЙ – бога АНУ
46 Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.
47 Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)
48 Вавило́нская ба́шня легендарная башня, которой посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами.
49 Висячие сады Семирамиды, г.Вавилон (IV в до н.э) находка археолога Роберта Кольдевея( )
50 Прекрасные висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света. Они висели высоко на зиккурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады.
51 Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными вёдрами, подавая воду в сады. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света.
52 Но во времена персидского господства дворец Навуходоносора пришёл в запустение. В нем было 172 комнаты, украшенные и обставленные с роскошью. Теперь в нем изредка останавливались персидские цари во время инспекторских поездок по огромной империи. Но в четвёртом веке до н. э. этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом пребывания Александра на земле.
58 Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция. Музей Пергамон, Берлин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.