Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемintaschool5.narod.ru
1 Современный урок и условия его успешной организации г. Инта, 2010 год
2 Особенности Традиционный «знаниевый» Цель формирование знаний, умений и навыков Характеристика школа «памяти» Преобладающий тип и характер взаимоотношений субъект - объектный Девиз педагога «Делай, как я!» Характер и стиль взаимодействия авторитарность, монологичность Формы организации фронтальные, индивидуальные Сравнительные особенности традиционного и современного уроков развитие личности школа «развития» субъект- субъектный «Не навреди!» демократичность, диалогичность групповые, коллективные Современный «способностный»
3 ОсобенностиТрадиционный «знаниевый» Способы усвоения заучивание, действия по алгоритму Функции учителя носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм Позиция ученика отсутствие интереса и мотива к личностному росту Методы обучения иллюстративно- объяснительные Ведущий тип деятельности репродуктивный, воспроизводящий Формула обучения знания – репродуктивная деятельность Сравнительные особенности традиционного и современного уроков поисковая деятельность, рефлексия организатор сотрудничества, консультант, помощник активность, наличие мотивов и интереса проблемные, поисковые, исследовательские продуктивный, творческий проблемная деятельность – рефлексия знаний Современный «способностный»
4 Умение... Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение. Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину. Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации. Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность. Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками. Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Метапредметные умения
5 А это значит создать условия для: - проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося - развития внутренних мотивов учения - равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия - формирования учебной деятельности Цель – научить учиться
6 Как учить? «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности». Ж.-Ж. Руссо «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Б. Шоу «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Китайская мудрость «Главная цель воспитателя заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни». А. Дистервег
7 Деятельностный метод В основе Cтандарта нового поколения - системно- деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
8 Учебная деятельность - это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой, - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
9 Структура учебной деятельности Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка КИ П цель проект Рефлексия «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – та, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Реали- зация проекта Мотивация
10 ) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9)Рефлексия учебной деятельности Технология деятельностного метода (урок «открытия» нового знания)
11 1. Мотивация (самоопределение) к УД Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности Необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в УД («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны УД(«надо»); - установить тематические рамки УД («могу»)
12 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Цель: Учащиеся: - воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизируют соответствующие мыслительные операции; - пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обоснования подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия в результате пробного действия
13 3. Выявление места и причины затруднения Цель: Учащиеся: - анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривают вслух, что и как они делали; - фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения им недостает для решения задачи (причина затруднения) осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
14 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: Учащиеся: - в коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий (то есть формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться); - предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить; - выбирают способ построения нового знания (КАК?)– метод уточнения (из ранее изученных), метод дополнения (принципиально новый); - выбирают средства для построения нового знания (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО?) – понятия, формулы, способы записи постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации
15 5. Реализация построенного проекта Цель: Учащиеся: - выдвигают и обосновывают гипотезы; - используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; - применяют новый способ при решении задачи, вызвавшей затруднение; - фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; - фиксируют преодоление возникшего затруднения построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении типовых задач
16 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Учащиеся: - решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обосновывают (определения, алгоритмы, свойства и. т.д.) усвоение учащимися нового способа действия
17 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления Исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия
18 8. Включение в систему знаний и повторение Цель: Необходимо: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; - организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; - организовать тренировку ранее сформированных умений; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
19 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: Необходимо: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - зафиксировать степень соответствия целей и результатов учебной деятельности; - наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
20 Типы уроков Урок «открытия» нового знания Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Урок рефлексии Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). Урок общеметодологической направленности Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания. Урок развивающего контроля Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
21 Принцип целостности Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса : Принцип психологической комфортности Принцип Творчества Принцип вариативности Система дидактических принципов деятельностного метода
22 устойчивый учебно-познавательный интерес он понимает значимость учения он – личность он успешен Ученик включен в УД
23 Рефлексия «Мне понятно, чего я не знаю!» Психологический комфорт «Меня уважают и любят» Мотивация «Хочу знать!» Поиск знаний «Надо подумать!» Радость открытий «Я понял сам!» Самооценка «Я - молодец!» Успешный ученик Если школьник хочет учиться, то он обязательно добьется успеха
24 Список литературы Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», – 448с. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Агапов Ю. В., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии.– М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», – 92с. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», – 80с.
25 Творческих успехов вам, уважаемые коллеги! Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ 5» г. Инты Республики Коми Степаненко Нелли Оттовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.