Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемolimp.bspu.ru
1 работа ученицы 6А класса МБОУСОШ2с.Аскино Ганиевой Эльзы
2 Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт- просветитель, сесен-скитальц, передовой мыслитель и педагог, чей поэтический талант до сих пор продолжает будоражить умы и сердца любителей прекрасного, чьи жизнь и творчество всегда будут оставаться ярким примером беззаветного служения народу.
3 Всю свою сознательную жизнь Мифтахетдин Акмулла провел в скитаниях по башкирским аулам, бескрайним казахским степям. Он жил среди башкир, татар, казахов, был их большим другом и пламенным просветителем. Как бы сообразуя свое поэтическое творчество с жизнью народа, с кочевническим укладом башкир и казахов, Акмулла творил, разъезжая по странам, городам, деревням и многочисленным аулам. Истоки этой духовной близости берут свое начало в той среде и атмосфере, в которой прошли детские и отроческие годы поэта.
4 Несчастным сиротой у мачехи я рос, Голодный и худой, я столько перенес! В рубашку грязную, дырявую одет, Я рвался к грамоте, пролил много слез! (Перевод С.Липкина) Так вспоминает Акмулла о своем детстве.
5 Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетдином в большой семье отца, под «кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять свое человеческое достоинство.
6 «Палочное воспитание» продолжается и в медресе.Он в разные годы учился и в Анясовском, и в Менеузтамакском, и в знаменитом в то время Стерлибашевском медресе, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки.. Крайне убогое состояние учебного процесса, бессмысленная зубрежка религиозных канонов, разделов из Корана, назойливые назидания невежественных мулл пробуждают в нем протест, который выразился первоначально в таких примитивных формах, как всякого рода проказы против богатых шакирдов и мулл, как демонстративный побег из медресе
7 Однако буйный характер Акмуллы, его идеалы, бунтарский дух и поэтическая натура остались недоступными ни окружающим блюстителям канонов шариата, ни даже его родному отцу Камалетдину, человеку своенравному и жестокому, строившему взаимоотношения членов семьи на патриархально-феодальный лад. И схоластические порядки в медресе не сумели воспитать в Акмулле религиозный фанатизм, а наоборот, пробудили в нем ненависть ко всему косному: успевший познать облагораживающую силу знаний Акмулла окончательно убеждается в мысли о несовместимости ее с невежеством.
8 Откровенно пренебрежительное отношение к блюстителям канонов шариата, к представителям мусульманского духовенства Акмулла сохранил на всю жизнь. Разумеется, и его противники старались не оставаться в долгу, - в свою очередь, тоже не упускали момента, чтобы как-то опозорить, очернить Акмуллу в глазах народа, унизить его. Известен такой факт: у Акмуллы было произведение, посвященное Ходже Насретдину (к сожалению, до нас не дошедшее). Поэт тепло отзывался о Ходже. На одном из меджлисов, где присутствовал и Акмулла, муллы и ишаны, с умным видом показывая на него пальцем, говорили: «Посмотрите, люди, этот мулла восхваляет красноголового богоотступника, видно, этот Акмулла сам красноголовый» - и наклеили на него ярлык - прозвище «красноголовый».
9 Он сам в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно- поэтическое творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси». Шакирд Акмуллы Дусмаил Каскынбаев, который после смерти учителя собирал материалы для составления его биографии, писал: «...Считая себя хорошим знатоком фарси, (Акмулла) всегда возил с собой «Маслях аль-Муттакин», «Мурад аль- Гарэфин», «Субат апь-Гажизин» суфия Аллаяра и часто склонялся над ними».
10 Он всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. Акмулла писал свои стихи на так называемом «тюрки». Но в школе детей старался обучать на том языке, на котором они разговаривали. Например, в казахской школе преподавал по- казахски, в башкирской - по-башкирски».
11 Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
13 Мы горды тем, что Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.