Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.erono.ru
1 « Морфемика и словообразование » Повторение Изученного в 5-7 классах Тема урока « Морфемика и словообразование » Повторение Изученного в 5-7 классах
2 Цели : Знал : состав слов и основные способы их образования ; совершенствовать умение производить разборы слов по составу ( морфемный ) и словообразовательный ; обосновать орфографические навыки правописания ( приставок, корней, слов ), опираясь на состав слова и законы словообразования. Дидактический материал урока : учебник 8 класс ( С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.) §3, теория, стр. 11, 13; упр - я 17, 18, 20, 21, 22, 23; словарь стр. 13, составление орфографического и терминологического словарей ( в течение года ).
3 Словарь терминов : Звукопись, аллитерация Однокоренные слова Морфемика Словообразование Этимология
4 Ход урока Поз _ лотчик с _ нтябрь прик _ тил с поз _ лотой _ Засучил рук _ ва и немедля вз _ лся за р _ боту Где прошел по лесам он с в _ дерком и кист _ ю. Там др _ жат и г _ рят з _ л _ ченые лист _ я. А. Проковев. О, А, Е Ъ, Ь
5 Задание к тесту : 1. Выразительно прочитать текст ; ответить на вопросы : какими приемами воспользовался поэт, чтобы создать художественный образ сентября, первого месяца осени ? ( отв. звукопись, аллитерация – ( раскрыть эти термины ) 2. Случайно ли здесь репродукции осеннего пейзажа, в частности Левитана « Золотая осень »? 3. Спишите, приставьте пропущенные орфограммы : - какие группы в гласных в корнях слов встретились ? - объясните написание ь - ъ знаков в словах ; какую роль играет « ь » знак в этих словах ; - произведите морфемный разбор слово позолотчик 2 - объясните постановку знаков препинания в тексте, произведя его синтаксический анализ ( индивидуальное задание ).
6 Учитель : Вы сказали, что для выражения основой мысли поэт использует однокоренные слова. -Почему они называются однокоренными ? Учитель называет тему урока, цели и задачи его, ученики делают запись в тетради темы урока. а ) Вспомним, что изучает морфемика как наука о языке ? б ) Словообразование как раздел науки о языке ? Вспомним : из каких значимых частей могут состоять слова и почему они называются значимыми ?
7 -Раскройте термин значимые ! - Какие из этих морфем являются словообразующими ?
8 Учитель : подведем итоги всему сказанному : мы ответили только на вопрос : С помощью чего образуются слова в русском языке ? А как вы считаете, от чего образуются слова ?
9 Игра « Кто больше » Задание : по рядам – 1 р – луна 2 р – дорога 3 р – песок Образовать от данных слов ( корней ) как можно больше однокоренных слов ; Указать рядом способ их образования ; Правописание образованных слов.
10 - Вы убедились, что сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него « растут » новые слова, как ветви на дереве. И чем « продуктивнее » корень, тем больше новых слов дает, тем он жизнеспособнее. Учитель ( как вывод )
11 Игра « Найди чужаков » 1. Подгоревший, горевать, пригорюниться, загорелый, горчащий ( шоколад ). 2. Опираться на перила, пировать победу, пернатые птички, перинные ряды. 3. Накосить сена, убитая косуля, прикасаться к стене, прикосновение. Проверка : Почему слова оказались лишними, « чужаками »? Что нужно учитывать при образовании однокоренных слов ?
12 Игра « Найди корень » Жечь, зажечь, зажигалка, жгучий, жжение, поджог – поджигатель.
13 Вывод : при выделении корня слова надо учитывать его лексическое значение, те чередования гласных и согласных, которые происходят при образовании новых слов в корнях. Послушайте текст и ответьте на его вопрос : « Как их зовут » Учитель читает текст. Под водой постоянно встречаешь разных рыбьих ребят. А как их называть – не знаешь. У нас, на земле, просто. У волка – волчонок, у лесы – лесенок, у зайчихи – зайчонок. Лисята, волчата, медвежата, ежата, гусята…. А попробуй-ка под водой ! Ну, у щуки – щурята. Это известно. А дальше?!
14 - Еще раз прослушайте текст и выпишите слова, образованные по схеме : « Как их зовут » + онок ( енок ); + ят ( ат ) Придумайте свои слова по данным схемам. !!
15 Упр - е 21. Докажите, что слова, образованные по схеме + чик, щик, имеют значение « человек и его профессия ». Придумайте и запишите несколько своих слов по схеме + тель, + арь со значением « человек и его профессия ». Замените данные ниже словосочетания одним словом. Какой способ образования вы использовали : Житель Москвы - Слегка розовый - Маленькая дочь - Огромный дом - Учитель : Не только суффикс используется для образования новых слов, но и весьма широко для этой цели применяется приставка.
16 Упр - е 20 ( знакомство с условием выполнения упр - я ) Инд - но : 1 ученик записывает те словосочетания, значение приставки в которых определить трудно ; 2 ученик записывает те слово - соч - я, где есть приставка пре ; 3 ученик записывает слово - соч - я с пре - при, в которых пре - при не являются приставками. Все остальные ученики выписывают по 2-3 слово - соч - я с приставкой при, имеющей значения : Приближение - близость ( около чего - то ) Присоединение - неполнота действия ( чуть - чуть ) индивидуальное упражнение : 22 по заданию упр - я ; ответить на вопрос этого упр - я : Что изучает раздел науки о языке Этимология ? Изменилось ли значение этих слов сейчас ? Слова эти записать в орфографический словарик, знать их значение. - Общеупотребительны ли они в современном русском языке ? Для всех : в терминологический словарик запишите те термины, которые употреблялись на уроке.
17 Учитель подводит итоги сказанному : Итак, много внимания мы уделили двум способам словообразования : приставочному и суффиксальному. Работаем с упражнениями 18 ( устно ) - Какие способы словообразования названы ? Упр - е 17 ( устно ) - Назвать только те, которые не названы в упражнении 18 Проверка заданий Учитель : Ни в одном из предложенных упражнений не назван еще один способ словообразования – бессуффиксный ; Приведите примеры ( если ученики не сумеют привести примеры, учитель показывает слудующее ) Синий синь, зеленый зелень, Юный юн, поискать поиск, Это самый непродуктивный способ словообразования.
18 Словообразовательный анализ 1 ряд – ( устранить ) бе _ порядок Пред _ стория ( романа ) 2 ряд – клюквен _ ый ( морс ) матрос _ кий ( танец ) 3 ряд – ( вымыть ) подокон _ ик Настен _ ый ( календарь ) ( не забывать об орфограммах в анализируемых словах ) - Какие морфемы использованы для словообразования ?
19 Зернохранилище Железнодорожный Произвести еще и морфемный анализ этих слов. Одно и то же это или разные виды анализа ? В чем их отличие ? ( при словообразовательном анализе мы говорим об образовании слов : от чего и с помощью чего оно образовалось ; при морфельном анализе – из каких значимых морфем состоит слова )? Это разные виды разбора. Для чего надо знать морфемный состав слова ? ( для грамотного его написания ) Учитель : Мы много внимания уделили тем значительным частям слова, которые являются словообразующими. - Какая значимая часть слова не используется для этой цели, т. к. задача у нее другая ?
20 1.Назвать формы одного и того же слова : Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, водами, водник, по водному пути. -Почему только эти слова ? 2. У данных слов выделите окончания, укажите их значения, сделайте вывод : - что о слове можно узнать по окончанию ? 1 ряд - березами 2 ряд – зелеными 3 ряд - удивишь -Какова роль окончания в словах ? Вывод : окончание ( у изменяемых слов ) указывает на грамматическое значение слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении. Итак, подведем итог всему сказанному на уроке :
21 Итог урока : 1. Нам надо обязательно знать, из каких значимых частей состоят слова, чтоб не ошибиться в их написании. 2. Каждая морфема названа значимой, т. к. корень выражает лексическое значение всех родственных слов ; приставка образует новые слова ; суффикс тоже образует новые слова ; окончание образует разные формы одного и того же слова ( для связи их в словосочетании и предложении ).
22 « Суффикс – большой трудяга » ( используя репродукцию картины Левитана « Золотая осень ») Домашнее здание : упр. 15 (2- часть ) по условию упражнения ; вести два словарика : орфографический, терминологический ; по желанию - грамматическое сочинение на тему
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.
Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.erono.ru
1 « Морфемика и словообразование » Повторение Изученного в 5-7 классах Тема урока « Морфемика и словообразование » Повторение Изученного в 5-7 классах
2 Цели : Знал : состав слов и основные способы их образования ; совершенствовать умение производить разборы слов по составу ( морфемный ) и словообразовательный ; обосновать орфографические навыки правописания ( приставок, корней, слов ), опираясь на состав слова и законы словообразования. Дидактический материал урока : учебник 8 класс ( С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.) §3, теория, стр. 11, 13; упр - я 17, 18, 20, 21, 22, 23; словарь стр. 13, составление орфографического и терминологического словарей ( в течение года ).
3 Словарь терминов : Звукопись, аллитерация Однокоренные слова Морфемика Словообразование Этимология
4 Ход урока Поз _ лотчик с _ нтябрь прик _ тил с поз _ лотой _ Засучил рук _ ва и немедля вз _ лся за р _ боту Где прошел по лесам он с в _ дерком и кист _ ю. Там др _ жат и г _ рят з _ л _ ченые лист _ я. А. Проковев. О, А, Е Ъ, Ь
5 Задание к тесту : 1. Выразительно прочитать текст ; ответить на вопросы : какими приемами воспользовался поэт, чтобы создать художественный образ сентября, первого месяца осени ? ( отв. звукопись, аллитерация – ( раскрыть эти термины ) 2. Случайно ли здесь репродукции осеннего пейзажа, в частности Левитана « Золотая осень »? 3. Спишите, приставьте пропущенные орфограммы : - какие группы в гласных в корнях слов встретились ? - объясните написание ь - ъ знаков в словах ; какую роль играет « ь » знак в этих словах ; - произведите морфемный разбор слово позолотчик 2 - объясните постановку знаков препинания в тексте, произведя его синтаксический анализ ( индивидуальное задание ).
6 Учитель : Вы сказали, что для выражения основой мысли поэт использует однокоренные слова. -Почему они называются однокоренными ? Учитель называет тему урока, цели и задачи его, ученики делают запись в тетради темы урока. а ) Вспомним, что изучает морфемика как наука о языке ? б ) Словообразование как раздел науки о языке ? Вспомним : из каких значимых частей могут состоять слова и почему они называются значимыми ?
7 -Раскройте термин значимые ! - Какие из этих морфем являются словообразующими ?
8 Учитель : подведем итоги всему сказанному : мы ответили только на вопрос : С помощью чего образуются слова в русском языке ? А как вы считаете, от чего образуются слова ?
9 Игра « Кто больше » Задание : по рядам – 1 р – луна 2 р – дорога 3 р – песок Образовать от данных слов ( корней ) как можно больше однокоренных слов ; Указать рядом способ их образования ; Правописание образованных слов.
10 - Вы убедились, что сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него « растут » новые слова, как ветви на дереве. И чем « продуктивнее » корень, тем больше новых слов дает, тем он жизнеспособнее. Учитель ( как вывод )
11 Игра « Найди чужаков » 1. Подгоревший, горевать, пригорюниться, загорелый, горчащий ( шоколад ). 2. Опираться на перила, пировать победу, пернатые птички, перинные ряды. 3. Накосить сена, убитая косуля, прикасаться к стене, прикосновение. Проверка : Почему слова оказались лишними, « чужаками »? Что нужно учитывать при образовании однокоренных слов ?
12 Игра « Найди корень » Жечь, зажечь, зажигалка, жгучий, жжение, поджог – поджигатель.
13 Вывод : при выделении корня слова надо учитывать его лексическое значение, те чередования гласных и согласных, которые происходят при образовании новых слов в корнях. Послушайте текст и ответьте на его вопрос : « Как их зовут » Учитель читает текст. Под водой постоянно встречаешь разных рыбьих ребят. А как их называть – не знаешь. У нас, на земле, просто. У волка – волчонок, у лесы – лесенок, у зайчихи – зайчонок. Лисята, волчата, медвежата, ежата, гусята…. А попробуй-ка под водой ! Ну, у щуки – щурята. Это известно. А дальше?!
14 - Еще раз прослушайте текст и выпишите слова, образованные по схеме : « Как их зовут » + онок ( енок ); + ят ( ат ) Придумайте свои слова по данным схемам. !!
15 Упр - е 21. Докажите, что слова, образованные по схеме + чик, щик, имеют значение « человек и его профессия ». Придумайте и запишите несколько своих слов по схеме + тель, + арь со значением « человек и его профессия ». Замените данные ниже словосочетания одним словом. Какой способ образования вы использовали : Житель Москвы - Слегка розовый - Маленькая дочь - Огромный дом - Учитель : Не только суффикс используется для образования новых слов, но и весьма широко для этой цели применяется приставка.
16 Упр - е 20 ( знакомство с условием выполнения упр - я ) Инд - но : 1 ученик записывает те словосочетания, значение приставки в которых определить трудно ; 2 ученик записывает те слово - соч - я, где есть приставка пре ; 3 ученик записывает слово - соч - я с пре - при, в которых пре - при не являются приставками. Все остальные ученики выписывают по 2-3 слово - соч - я с приставкой при, имеющей значения : Приближение - близость ( около чего - то ) Присоединение - неполнота действия ( чуть - чуть ) индивидуальное упражнение : 22 по заданию упр - я ; ответить на вопрос этого упр - я : Что изучает раздел науки о языке Этимология ? Изменилось ли значение этих слов сейчас ? Слова эти записать в орфографический словарик, знать их значение. - Общеупотребительны ли они в современном русском языке ? Для всех : в терминологический словарик запишите те термины, которые употреблялись на уроке.
17 Учитель подводит итоги сказанному : Итак, много внимания мы уделили двум способам словообразования : приставочному и суффиксальному. Работаем с упражнениями 18 ( устно ) - Какие способы словообразования названы ? Упр - е 17 ( устно ) - Назвать только те, которые не названы в упражнении 18 Проверка заданий Учитель : Ни в одном из предложенных упражнений не назван еще один способ словообразования – бессуффиксный ; Приведите примеры ( если ученики не сумеют привести примеры, учитель показывает слудующее ) Синий синь, зеленый зелень, Юный юн, поискать поиск, Это самый непродуктивный способ словообразования.
18 Словообразовательный анализ 1 ряд – ( устранить ) бе _ порядок Пред _ стория ( романа ) 2 ряд – клюквен _ ый ( морс ) матрос _ кий ( танец ) 3 ряд – ( вымыть ) подокон _ ик Настен _ ый ( календарь ) ( не забывать об орфограммах в анализируемых словах ) - Какие морфемы использованы для словообразования ?
19 Зернохранилище Железнодорожный Произвести еще и морфемный анализ этих слов. Одно и то же это или разные виды анализа ? В чем их отличие ? ( при словообразовательном анализе мы говорим об образовании слов : от чего и с помощью чего оно образовалось ; при морфельном анализе – из каких значимых морфем состоит слова )? Это разные виды разбора. Для чего надо знать морфемный состав слова ? ( для грамотного его написания ) Учитель : Мы много внимания уделили тем значительным частям слова, которые являются словообразующими. - Какая значимая часть слова не используется для этой цели, т. к. задача у нее другая ?
20 1.Назвать формы одного и того же слова : Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, водами, водник, по водному пути. -Почему только эти слова ? 2. У данных слов выделите окончания, укажите их значения, сделайте вывод : - что о слове можно узнать по окончанию ? 1 ряд - березами 2 ряд – зелеными 3 ряд - удивишь -Какова роль окончания в словах ? Вывод : окончание ( у изменяемых слов ) указывает на грамматическое значение слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении. Итак, подведем итог всему сказанному на уроке :
21 Итог урока : 1. Нам надо обязательно знать, из каких значимых частей состоят слова, чтоб не ошибиться в их написании. 2. Каждая морфема названа значимой, т. к. корень выражает лексическое значение всех родственных слов ; приставка образует новые слова ; суффикс тоже образует новые слова ; окончание образует разные формы одного и того же слова ( для связи их в словосочетании и предложении ).
22 « Суффикс – большой трудяга » ( используя репродукцию картины Левитана « Золотая осень ») Домашнее здание : упр. 15 (2- часть ) по условию упражнения ; вести два словарика : орфографический, терминологический ; по желанию - грамматическое сочинение на тему
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.