Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМальвина Мусаева
2 Понятие должностных лиц и их классификация Понятие должностного лица как участника ОРД. Им признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней.
5 Должностное лицо-участник ОРД при исполнении своих служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой государства, а его деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности судья, который дает санкцию на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан).
6 Под представителем власти в ОРД понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящихся в его непосредственном или прямом подчинении.
7 Классификация должностных лиц в ОРД. Наиболее общая предусматривает их градацию на две группы: осуществляющих ОРД и контролирующих либо надзирающих за ней.
8 В первой группе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД: а) в полной мере; прежде всего, ими являются штатные (кадровые) оперативники, которые работают с лицами, оказывающими содействие ОРО; б) не в полной мере, или частично: к ним относятся штатные (кадровые) сотрудники оперативно- поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО; внештатные оперативники; следователи; должностные лица -- органы дознания; операторы связи.
9 Внештатный оперативный сотрудник -- гражданин России, не состоящий в штате какого-либо ОРО и привлеченный на добровольной основе к ОРД. Ему выдается удостоверение установленного образца, на него возлагаются определенные обязанности и предоставляются соответствующие права. Институт внештатного оперативного сотрудника активно используется некоторыми ОРО. Так, внештатные сотрудники привлекаются к охране Государственной границы РФ и выполнению задач обеспечения контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также к участию в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение Государственной границы (см. п. 1 и 3 Порядка привлечения граждан к охране Государственной границы РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. 339).
10 Следователь -- должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложено производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, ОВД, органов ФСБ России (ст. 125 УПК). Нормативно- юридический статус следователя определен в УПК и ФЗ «Об ОРД» (применительно к ОРД).
11 В ОРД следователь полномочен давать ОРО поручения, которые могут выступать в качестве юридического основания для проведения ОРМ (при условии, если они даны по уголовным делам, находящимся в производстве следователя); руководить следственно- оперативной группой (участвовать в ней); давать уголовно-правовую оценку оперативной информации, и др. Должностные лица органа дознания осуществляют в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством порядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследования уголовных дел (кроме предварительного следствия).
12 Ими являются: а) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений -- по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; б) начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов -- по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; в) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании; г) начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Органы дознания в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные меры (ч.1 ст. 118 УПК). Оператор связи -- физическое (или юридическое) лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи (см. ст. 1 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. 15-ФЗ «О связи»). Согласно ст. 14 «Взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД» Закона о связи операторы связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством России оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
13 Во второй группе различают должностных лиц, которые имеют следующие полномочия: а) надзирать за исполнением законов ОРО; ими является Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры; б) осуществлять контроль за ОРД; в данной группе принято выделять две подгруппы должностных лиц: тех, кто проводит внешний контроль, и тех, кто осуществляет контроль внутри конкретного ОРО; этими должностными лицами являются сотрудники инспектирующих подразделений и руководители ОРО.
14 Специфические полномочия оперативника Оперативник это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством. Оперативник обладает соответствующим юридическим статусом, т.е. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленными ФЗ Об ОРД, законодательными и иными нормативными правовыми актами России.
15 ФЗ об ОРД выделены и специфические полномочия оперативников. Так, должностные лица, осуществляющие ОРД: при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5); не вправе: проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную» и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 5);
16 решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия На гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6). Причем никто не вправе вмешиваться в их законные действия, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч. 2 ст. 16). В частности, должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16);
17 негласно внедряются в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч. 5 ст. 8); используют в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ст. 15); полномочны вынужденно причинять вред право охраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. 16). Кроме того, в ст. 15 ФЗ об ОРД предусмотрено, что законные требования должностных лиц ОРО обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (ч. 2), а неисполнение их законных требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ч. 3).
18 Ответственность руководителя Согласно ст. 22 ФЗ об ОРД руководитель несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ. Ее следует понимать в двух аспектах: 1) как последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем возложенных на него ФЗ об ОРД обязанностей (негативная ответственность) и 2) как специфическую юридическую обязанность (позитивная ответственность). Негативная ответственность означает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководитель будет привлечен к юридической ответственности.
19 Позитивная ответственность это понимание социальной и государственной значимости своих действий и образцовое их исполнение. Ответственность руководителя оперативного подразделения в позитивном смысле означает гарантированное лично им решение задач ОРД, достижение положительных результатов в работе, а также добровольное осознанное исполнение необходимости (своих обязанностей). Законодатель подчеркивает, что руководители ОРО несут ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ об ОРД). Тем самым они ответственны как за организацию ОРД в целом, так и за соблюдение законности при организации и проведении конкретных ОРМ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.