Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлександр Гармашев
1 ЛЕКЦИЯ. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
2 Лекция (от лат. lectio – чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это одна из основных форм учебного процесса и главный метод обучения в вузе. Лекции появились в практике обучения в Древней Греции и других античных государствах, получили затем широкое распространение в средневековых университетах и сохранили свою ведущую роль в высшей школе до настоящего времени. Лектор выступает в своеобразной роли посредника между наукой и обучающимися.
3 В современной дидактике существуют противоположные точки зрения относительно эффективности лекционной формы обучения СТОРОННИКИ Лекция остается ведущим методом обучения и основной формой организации учебного процесса в вузе. Она предоставляет возможность: – непосредственного общения студентов и преподавателя, что позволяет через живое слово возбудить и поддерживать интерес к изучаемой науке; – излагать в соответствии с дидактическими принципами тот или иной вопрос науки с учетом ее новейших достижений; – в определенной мере диалогизировать учебный процесс и таким образом повысить его эффективность; – повышать познавательную активность студентов посредством эмоционального воспитательного воздействия преподавателя, что достигается за счет педагогического мастерства лектора, его высокой профессиональной культуры и ораторского искусства.
4 ПРОТИВНИКИ Лекция: – приучает к пассивному восприятию излагаемого материала; – мешает развитию самостоятельного мышления студентов; – отбивает охоту к самостоятельной работе; – приучает к механической записи слов лектора без их должного осмысления; – препятствует реализации индивидуального подхода; – имеет весьма слабые возможности оперативного контроля за усвоением учебного материала.
5 КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ЛЕКЦИИ – научность и информативность излагаемого материала; – доказательность и аргументированность суждений; – наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, документов; – эмоциональность; – непосредственный интерес самого лектора к предмету изложения; – активизация мышления и внимания слушателей с целью обеспечения их сопереживания и движения мысли вместе с мыслью лектора; – методически целесообразное структурирование материала (введение в тему, выделение главных мыслей и положений, подчеркивание и повторение выводов в различных формулировках); – доступный, ясный литературный язык; – разъяснение вводимых терминов и понятий; – четкая дикция; – нормальный темп речи, дающий студентам возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; – использование аудио-визуальных средств.
6 ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ Функции Сущность Обучающаявыражается в обеспечении студентов основной научно- практической информацией, необходимой для их профессиональной деятельности Воспитывающаяпредполагает содействие формированию ценностных ориентаций, мировоззрения, правосознания студентов посредством персонифицированного изложения учебного материала, комментирования различных позиций и точек зрения и т.д. Развивающаяреализуется в непосредственном педагогическом общении преподавателя и студентов, через активизацию творческой мыслительной деятельности студентов с помощью постановки и решения проблемных вопросов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие Организационно- стимулирующая предусматривает организацию и управление самостоятельной работой студентов как во время лекции, так и во внеучебное время, побуждение к самостоятельному углубленному изучению затронутых в лекции вопросов
7 ВИДЫ ЛЕКЦИЙ 1. Классификация в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе Виды лекций Содержание Вводная Читается в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. – вводная лекция может иметь популярный характер и читаться монологически; – на ней может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий; – опытные преподаватели начинают вводную лекцию с объяснения приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета; – для возбуждения интереса со стороны студентов очень полезен краткий рассказ об истории конкретной отрасли науки и соответствующей кафедры, ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
8 1. Классификация в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе (продолжение) Виды лекций Содержание Обзорная– содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных программных вопросах; – чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения. Установочная– включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части; – имеет объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала; – лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли;
9 1. Классификация в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе (продолжение) Виды лекций Содержание Текущаяслужит для систематического изложения учебного материала курса Заключительная Завершает изучение учебного материала. – обобщается ранее изученное; – рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки; – уделяется внимание специфике самостоятельной работы студентов в предэкзаменационный период.
10 ВИДЫ ЛЕКЦИЙ 2. Классификация в зависимости от способа проведения Виды лекций Содержание Информацион ная – использует объяснительно-иллюстративный метод изложения; – это самый традиционный вид лекций в высшей школе. Проблемная Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, студенты самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. Лекция- визуализация предполагает визуальную подачу материала техническими средствами обучения (аудиовидеотехники и т.д.) с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.
11 2. Классификация в зависимости от способа проведения (продолжение) Виды лекций Содержание Бинарная (лекция вдвоем) Представляет собой работы двух преподавателей (например, ученого и практика, представителей двух научных направлений), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Лекция «пресс- конференция» Преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
12 2. Классификация в зависимости от способа проведения (продолжение) Виды лекций Содержание Лекция- диалог Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции Лекция- провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) Рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. После объявления темы преподаватель сообщает, что в ней будут сделаны ошибки различного типа (содержательные, методические, поведенческие и т.д.). В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и анализ сделанных ошибок.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.