Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВалентина Вайс
1 «Смысловое чтение» 1 занятие по курсу
2 Законы построения текста
4 «Смысловое чтение» 1 занятие по курсу «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять» Сергей Рубинштейн
5 Придумайте заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов( ). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В. Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют», - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую - то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
6 Требования к заголовку быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, быть ясным высказыванием; быть ясным высказыванием; заключать в себе основную идею текста; заключать в себе основную идею текста; не противоречить содержанию материала; не противоречить содержанию материала; быть понятно сформулированным; быть понятно сформулированным; возбуждать интерес читателя. возбуждать интерес читателя.
7 Какова основная мысль текста? Все науки в грамматике нужду имеют. Трудная судьба великого ученого. Ученый мирового значения. Правила построения родной речи.
8 Простой план. 1. Трудный путь юноши к науке. 2.М.В. Ломоносов - создатель русской лингвистики. 3. Без грамматики невозможно познать родной язык.
9 Для чего необходим план? 1. Помогает лучше понять тему текста. 2. Воспроизвести хронологию событий. 3. Сохранить последовательность изложения.
10 М.В. Ломоносов ( )- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно- греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755 году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
12 Какое открытие М.В. Ломоносова соотносится с изучением языка 1. Открытие атмосферы на Венере 2. Доказательства возможности Северного морского пути в Индию 3. Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка 4. Создание русского мозаичного искусства.
13 Согласны, ставьте +, если нет, то - 1. Ломоносов - сын поморского помещика 2. Отправился с рыбным обозом в Москву 3. В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию 4.М.В. Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке 5. Был основателем Петербургского университета. 6. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом
14 Тексты должны характеризоваться : смысловой цельностью; речевой связностью; последовательностью изложения.
15 Перепутанные предложения: 1. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. 2. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь» Симеона. 3. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву. 4. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. 5. Михаил Васильевич Ломоносов ( ), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. 6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. 7. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
16 Текст 5. Михаил Васильевич Ломоносов ( ), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. 6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. 1. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. 2. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого 3. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву. 7. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. 4. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
17 Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? О чем текст? «Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение – задача россиянина. Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем»
18 Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. (токмо – только) (ежели – если) (долженствуем - должны) Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления). О чем текст? (о величии русского языка)
19 Объедините предложения в сложные, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО. 1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом. 2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику. 3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги. 4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо. 5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками. 6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России. 7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.
20 Подведение итогов: В результате занятия мы немного научились: определять основную тему текста, адекватно подбирать заголовок, делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план, выделять микротемы в тексте, т.е. делили текст на абзацы, учились последовательно излагать свои мысли.
21 Расскажите, что вы узнали на занятии о Ломоносове М.В.?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.