Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлсу Кленкова
1 Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131
2 Определение ЗПР нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости
3 Причины ЗПР Биологические: – патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; – недоношенность; – асфиксия и травмы при родах; – заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; – генетическая обусловленность.
4 Социальные: – длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; – неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
5 Классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973) К.С. Лебединской В.В. Ковалева (1979)
6 Классификация ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власова (1972, 1973) Неосложненный психофизический и психический инфантилизм «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность церебрастенией
7 ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения Классификация ЗПР К.С. Лебединской
8 (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». ЗПР конституционального происхождения
9 ЗПР соматогенного происхождения Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»
10 ЗПР психогенного происхождения Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1. недостаточная опека, безнадзорность, 2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи», 3. развитие личности по невротическому типу
11 ЗПР церебрально-органического происхождения Это наиболее часто встречающийся вариант у детей с ЗПР.
12 Классификация В. В. Ковалева (1979) Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).госпитализме
13 Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в сенсорно-перцептивной сфере незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно- пространственной ориентированности; в психомоторной сфере разбалансированность двигательной активности (гипер- и гиперактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
14 в мнемической сфере преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР
15 в мотивационной сфере преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов; в характерологической сфере усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР
16 Литература К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Н. Ю. Борякова статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Н. Ю. Борякова статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы С Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. М.: Академия, Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. М.:Просвещение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.