Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемпарвиз сайфиддинович
1 Программа адаптации студентов- первокурсников к образовательному процессу в вузе Выполнено магистрантами групп МРФ-12 и МРЯЛ-14 Евразийский национальный университет Л.Н.Гумилева
2 План 1. Цель программы адаптации студентов 2. Задачи программы 3. Обоснование вопроса адаптации студентов первого курса как актуальной проблемы образовательного процесса в вузе 4. Роль куратора студенческой группы 5. Семинары и тренинги как форма создания адаптивной ситуации развития студентов 6. Развитие межличностных отношений в студенческой группе 7. Ожидаемые результаты
3 Организация помощи первокурсникам в более быстрой и успешной адаптации к вузовским требованиям и нормам, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала успешной самореализации личности студентов. Цель программы
4 Задачи программы Разработка и проведение разнообразных мероприятий; Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности; Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе; Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
5 Понятие адаптации АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio приспособление, прилаживание) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
6 Процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, в результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и приобретает возможности оптимального выполнения своих функций.
7 Программа адаптации охватывает следующие аспекты жизни студентов на первом курсе Приспособление к новым условиям - образовательный процесс в вузе, Окружающая среда – коллектив + самостоятельное проживание в условиях общежития или др. Вхождение в абсолютно новую среду – принятие или непринятие студента как личности – формирование межличностных отношений в студенческой группе
8 Ведущие потребности юности: потребность в самоопределении: социальном (принятие, наличие отношений, признание, роль в коллективе и в целом) и профессиональном (формирование первичной профессиональной компетенции) социально-психологическая поддержка и защита (наличие доверительных отношений в группе, с преподавателями, куратором) потребность в достижениях (внеучебная и учебная деятельность в вузе)
9 В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе выявляются следующие трудности: 1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива, отрыв от семьи и друзей; 2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии; 3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами); 4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями; 6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
10 Роль куратора студенческой группы Куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Кураторская работа – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
11 Функции куратора студенческой группы Психолого-педагогическая диагностика: изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников; Работа по развитию коммуникативных умений и навыков; Работа по созданию благоприятной атмосферы в студенческом коллективе как условии нравственного развития учащихся; Работа по развитию национальной толерантности - организация воспитывающей единой комфортной среды; Работа по развитию культуры учебного труда - организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности Помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально- волевой и профессиональной сфер личности.
12 Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников включает: - Знакомит с факультетами, структурой и традициями университета; - Организует и принимает активное участие в проведении собраний группы, назначения старосты; - Помогает быстрее освоиться с особенностями обучения в университете; - Помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.; - Поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации и др.
13 Предпочитаемая модель отношений – Модель активного взаимодействия («Союз») – куратор в постоянном творческом союзе со студентами, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и, что очень важно, гибко реагирует на эти изменения. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие педагогические и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Взаимодействие куратора и студентов группы
14 Семинары и тренинги как форма социально - психологической адаптации Социально-психологический тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренингу присущи следующие функции: - обучающая или развивающая – развитие знаний, умений и навыков; развитие навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизация творческого потенциала. - коммуникативная – создание коллектива, создание эмоциональных контактов; - развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение; - релаксационная – снятие эмоционального напряжения, поднятие общего тонуса, улучшение самочувствия.
15 Примерный план проведения социально-психологических тренингов для первокурсников Каждую учебную неделю в течение всего курса предлагается проведение следующих социально-психологических тренингов, затрагивающих очень актуальные вопросы и проблемы студентов на данном этапе адаптации: 1. Планирование времени 2. Планирование финансов или как прожить на стипендию 3. Разрешение конфликтов или как ужиться с соседом по комнате 4. Цикл семинаров по развитию эмоционального интеллекта 5. Лидерство и развитие взаимоотношений в группе 5. Цикл семинаров на тему актуализации ЗОЖ в жизни студентов, а так же на тему духовно-нравственного воспитания 6. Проведение различных акций по борьбе с вредными привычками молодежи, а также таких акций как, международный день борьбы со СПИДом и др. Инициаторы проведения – студенты старших курсов, ответственные лица по учебно-воспит. работе или волонтерские объединения, занимающиеся проблемами студентов
16 Наиболее важным является процесс адаптации первокурсника к коллективу сверстников, поскольку благополучное вхождение учащегося в коллектив характеризуется появлением чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенности взаимоотношениями с ними и своей позицией в системе этих взаимоотношений. Студент-первокурсник вовлекается в новые межличностные отношения, учится их выстраивать либо на старом опыте, приобретенном еще в школьные годы, или получает новый опыт взаимодействия на основе общности интересов, отношения к учебе, либо на основе необходимости выживания в данном коллективе. Формирование межличностных отношений. Студенческая группа
17 Значимое место в успешной адаптации студентов первокурсников занимает студенческая группа. От того, насколько сложатся межличностные отношения в группе, зависит психологическое здоровье и чувство уверенности каждого члена группы. Принятие коллективом сверстников может стать движущейся силой, способной помочь раскрыться, почувствовать свою принадлежность к новой общности людей.
18 Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально- психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы. Предлагается провести социологическое исследование в форме компьютерного анкетирования студентов 1 курса на предмет ожиданий от обучения в вузе Цель анкетирования: выявить, насколько оправдались ожидания студентов 1 курса от обучения в вузе получить информацию о затруднениях, с которыми сталкиваются студенты первого курса узнать как проходит адаптация студентов к процессу обучения в вузе.
19 1 Почему Вы выбрали именно ЕНУ имени Л.Н.Гумилева? 2Я с удовольствием думаю о том, что стал студентом ЕНУ имени Л.Н.Гумилева.. 3 Укажите наиболее значимые для Вас цели обучения в университете 4 Проучившись первый семестр, укажите, какие Ваши ожидания от обучения в университете оправдались 5 Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии? 6 Легко ли Вам учиться в университете? 7 Как складываются Ваши отношения с сокурсниками? 8 Считаете ли Вы, что уже приспособились к организации учебного процесса в университете (к расписанию занятий, продолжительности лекций и месту их проведения)? 9 Как складываются Ваши отношения с преподавателями? 10 Ваши основные увлечения и занятия в свободное время? 11 Укажите Ваши качества личности, которые способствуют успешному обучению в университете 12 Какими, по Вашему мнению, чертами характера должен обладать, в первую очередь, профессионал по Вашей специальности?
20 Выводы Под социально-психологической АДАПТАЦИЕЙ студентов-первокурсников следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.
21 Внедрение данной программы по адаптации первокурсников способствует: Оптимизации учебной деятельности студентов; Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям вуза; Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья; Обеспечению помощи кураторам и организации внеклассной работы со студентами – первокурсниками.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.