Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВладимир Блинов
1 Р ОЛЬ ЛОГОПЕДА В ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СКОШ 5 ВИДА Подготовила Ремизова В.Ю.
2 В процессе обучения школьников с ТНР необходимо соблюдать все известные дидактические принципы, уделяя особое внимание принципам наглядности, доступности, сознательности и активности, связи обучения с жизнью. В то же время нужно учитывать специфику коррекционной школы.
3 С ПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 1. Принцип деятельностного подхода, учет сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой этап, операционный этап, этап контроля), взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных действий по овладению учебным материалом. 2. Принцип поэтапного формирования умственных действий и "пошаговое", "по операциональное" их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.
4 3. Принцип программирования при формировании психических функций, т.е. формирование в развернутом виде психологической структуры деятельности школьника. Каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма, затем обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности. 4. Принцип максимального включения речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Речь включается в учебную деятельность как на фазе ориентировки, так и на фазе реализации и контроля.
5 5. Принцип системного подхода к процессу коррекции и развития. Для этого в учебный план речевой школы включены не только общеобразовательные предметы, но и коррекционные занятия, предполагающие их тесную взаимосвязь в коррекции нарушений речи. Наряду с решением общеобразовательных задач, должна проводиться систематическая работа по развитию фонетико-фонематического, лексико- грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Содержание программы по математике для коррекционной школы V вида предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением учащимися математических понятий и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
6 6. Принцип реализации межпредметных связей. Формирование представлений о количестве, форме, величине, пространстве и времени осуществляется на основе тесной взаимосвязи с другими предметами школьного цикла, которые создают базис для овладения математическими умениями и навыками. В то же время, на уроках математики осуществляется интеграция содержания обучения других предметных областей, формирование новых понятий и умений. 7. Принцип коррекционной направленности обучения, который предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуальные, так и возрастные этапы развития.
7 Воздействия педагога и логопеда в первую очередь должны быть направлены на источники и причины отклонений в развитии: восполнение пробелов предшествующего развития; формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; ориентация на "зону ближайшего развития" ребенка; преодоление индивидуальных недостатков развития.
8 Особенности протекания речевых и неречевых процессов у учащихся с ТНР требуют специальных методических подходов. Логопед может предложить следующие методические рекомендации для учителя математики специальной (коррекционной) школы V вида.
9 М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 1. Сходные по смыслу выражения, слова, плохо различаемые учащимися с ТНР, следует сопоставлять. 2. Требовать от детей полных, развернутых ответов. 3. Составление памяток-алгоритмов. 4. Заинтересовать учащегося, положительно эмоционально настроить. 5. Хорошим фундаментом для развития речи на уроках математики является обобщающий урок. 6. Важно приучать к точности в употреблении слов. 7. Предметная деятельность.
10 Логопед владеет знаниями по ряду профессиональных дисциплин: психология общая и специальная, педагогика общая и специальная, дисциплины лингвистического цикла, специальная методика преподавания русского языка, специальная методика преподавания литературы, методика развития речи и другие. Все эти предметы, закладывая фундамент знаний о закономерностях развития речи детей с системными нарушениями, позволяют осознать принципы их специального обучения основам математики.
11 Для профилактики и устранения трудностей в обучении математике младших школьников с нарушениями речи логопед указывает учителю на то, что он должен: знать психолого-педагогические особенности младшего школьника; уметь организовывать и проводить профилактическую и диагностическую работу; создавать проблемные ситуации и создавать благоприятный эмоционально- психологический фон процесса обучения математике младших школьников.
12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: курс лекций / Н.Н. Деменева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, – 128 с. 2. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи / А.В. Калинченко. – М., Методические основы преподавания математики детям с нарушениями в развитии: учебно-метод. пособие. / сост. И.А. Нигматуллина, Н.И. Болтакова. – Казань: ИПП К(П)ФУ, – 80 с. 4. Перова, М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», – 408 с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.