Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕлизавета Сницарук
1 Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания»
2 План лекции: 1 Сущность и основные признаки научной теории. 2 Приемы и методы теоретического познания. 3 Особенности использования общенаучных логических методов в научном исследовании. 4 Структурные компоненты теоретического уровня знания: проблема, гипотеза, теория. 5 Системный подход: сущность, общенаучные методологические принципы (требования). 6 Основные положения при определении темы, объекта, предмета, цели, задачи и гипотезы исследования.
3 Общенаучные методы исследования можно разделить на три группы: Методы эмпирического уровня. Методы теоретического уровня. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования
4 Выявлено 3 метода теоретического познания: Аксиоматический – заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Гипотетико-дедуктивный – основывается на строении научной теории на гипотезах, т.е. знаниях, которые могут быть опровергнуты при сопоставлении данных с реально полученными экспериментальными фактами. Описательные методы теоретического познания – к ним относятся графические, словесные и схематические методы
5 Мышление отражает окружающую действительность тремя способами: Понятием – т.е. отражает общие стороны объекта; Суждением – т.е. отражает характерные отдельные элементы объекта; Умозаключением – т.е. составлением логической цепочки, благодаря которой и родится новое знание.
6 Теоретическое познание имеет в своей структуре следующие компоненты: Проблема - вопрос, который необходимо решить и получить ответ; Гипотеза – выдвинутое предположение, основанное на полученных фактах, но требующее дополнительной проверки; Теория – форма научного познания, способная дать полное объяснение конкретным явлениям действительности; Квинтэссенция теории – это закон, выражающий глубинные сущностные взаимосвязи объекта.
7 Теоретический уровень познания ставит перед эмпирическим более сложные новые задачи, открывая новые горизонты эмпирического познания и направляя на поиск более новых фактов.
8 Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Теоретические методы научного познания имеют одну главную задачу, направленную на получение объективной конкретной истинности всего процесса.
9 Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.
10 Идеализация – это мысленное создание объектов и условий, которые не существуют в действительности и не могут быть созданы практически. Она дает возможность лишить реальные объекты некоторых преимущественных им свойств или наделить их гипотетическими свойствами (абсолютно черное тело, бесконечное тело, идеальный газ и т.п.), что позволяет получить решение задачи в конечном виде.
11 Формализация – метод изучения объектов, при котором основные закономерности явлений отображаются в знаковой форме – формул или специальных символов. Она обеспечивает обобщенность подходов к решению различных задач, позволяет установить закономерности между изучаемыми факторами.
12 Гипотеза – научно-обоснованная система умозаключений, по- средством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза является формой перехода от факторов к законам. В виду своего вероятностного характера она требует проверки, после которой она или видоизменяется или отвергается, или становится научной теорией.
13 Теория – это наиболее высокая форма обобщения и систематизация знаний. Она описывает, объясняет и предсказывает совокупность явлений в некоторой области действительности и сводит открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.
14 Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности. Конструктивность теории состоит в простой, совершаемой по определенным правилам, проверяемости основных ее положений. Простота теории достигается введением обобщенных законов, сокращением и уплотнением информации.
15 Законом называется теория, обладающая большой надежностью и подтвержденная многочисленными экспериментами. Он осуществляется не зависимо от сознания людей.
17 Сравнение – это акт мышления, посредством которого классификация, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Акт сравнения состоит в попарном сравнении объектов с целью выяснения их отношений. Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов. Сравнимость предметов осуществляется по признакам, существующих для данного рассмотрения.
18 Анализ (разложение, расчленение) – это процедура мысленного, а также часто реального расчленения предмета (процесса явления), свойства предмета или отношения между предметами на части (при- знаки, свойства, отношения). Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию.
19 Синтез (соединение, сочетание) – это соединение различных элементов в единое целое (в синтез. Синтез и анализ дополняют друг друга. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при теоретическом обобщении. Обобщение – это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему. Абстракция (отвлечение) – это метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления (процесса) не учитывается его несущественные стороны и признаки.
20 Индукция (наведение) – это вид обобщений, связанных с пред восхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе прошлого опыта. Индукция начинается с анализа и сравнения Дедукция (выведение) – это переход от общего к частному. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
21 Доказательство – это процесс установления истины, обоснование истинности суждения, как при помощи некоторых логических рассуждений, так и посредством чувствительного восприятия некоторых физических предметов и явлений, а также ссылок на такие вос- приятия. Аналогия – это метод научного исследования, когда знания о неизвестных объектах и явлениях достигаются на основе сравнения с общими признаками объектов и явлений, которые исследователю известны. Чаще всего выводы по аналогии носят вероятный характер. Моделирование – метод научного познания, заключающийся в замене при исследовании изучаемого объекта специальной моделью, воспроизводящей главные особенности оригинала, и ее последующим исследовании.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.