Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемДарья Анисовец
1 Анатолий Васильевич Луначарский
2 Анатолий Васильевич Луначарский ( ) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской школы.
3 Вместе с Н. К. Крупской, M. H. Покровским и другими разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского "философия трудовой школы" - концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. Однако утопичная по своей сути идея формирования в недалёком будущем "нового человека", лежавшая в основе образовательных проектов Крупской, Покровского и Луначарского, сделала практически невозможной их реализацию в неизменном виде.
4 Школа, по Луначарскому, - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Полагая, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила, выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Важнейшими достижениями буржуазного образования Луначарского считал научность и реалистичность, выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в условиях революционной России. Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах. Политехническая трудовая школа, по Луначарскому, должна опережать современность и ещё в условиях диктатуры пролетариата стать прообразом формирующихся социалистических отношений.
5 Политехнизация понималась Луначарским как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило пересмотр содержания знаний, введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. На смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество, поэтому в учебную практику внедрялись активные методы и приёмы преподавания (экскурсии, лабораторные занятия, моделирование и т. п.). Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских, на фабриках и т. п.). Сельская школа должна была превратиться в аграрно-просветительский орган для детей и взрослых.
6 Цель политехнической школы - воспитание широко образованных людей, мастерски владеющих своей специальностью, - противостояла узости и односторонности классического и специального технического образования. Луначарский настаивал на сохранении некоторой обязательной базовой общеобразовательной подготовки, а в дальнейшем предусматривал её постоянное расширение и углубление. Луначарский отстаивал возможность различных вариантов школ, профилей ("факультетов") в старших классах, учебных программ, позволяющих проводить дифференциацию и индивидуализацию обучения. С развёртыванием нэпа Луначарский связывал организацию опытно-показательных учебных заведений, осваивавших различные пути и формы строительства новой школы.
7 Нормой школьной жизни считал предоставление свободы детям в организации спортивных, научных, театральных и музыкальных обществ. Образование рассматривал как процесс формирования "человеческого образа" личности, представляющий собой единство обучения и воспитания; духовность для него - основа социального бытия. Задача школы - приучать человека работать, мыслить, сознавая себя активным продолжателем общего дела, заложить правильные методы подхода к явлениям действительности. Внешкольным. воспитанием, по Луначарскому, является весь жизненный опыт человека. Выступал за дифференцированную систему образования взрослых, охватывавшую различные кружки самообразования, клубы по интересам, воскресные, вечерние, дополнит, школы и т. п. Теория социального воспитания у Луначарского строилась как сочетание двух направлений: гражданского ("хорового") и свободного ("индивидуального").
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.