Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕлена Иванова
1 ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМА 13
2 Понятие о педагогической диагностике и ее функции в обучении. Этапы и методы диагностирования. Основные понятия: диагностика, контроль, проверка, оценка, отметка.
3 Диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.. § 1. Понятие о педагогической диагностике
4 Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
5 контроль проверка оценивание накопление статистических данных их анализ выявление динамики, тенденций прогнозирование дальнейшего развития событий
6 Проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителями и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
7 Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль отражает в себе оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Оценки фиксируются в виде отметок.
8 Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются: объективность, систематичность, наглядность.
9 Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
10 Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.
11 Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
12 Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип требует оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.
13 Необходимым условием реализации принципа наглядности является объединение результатов диагностических средств, обсуждение и их анализ.
14 Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в определенной последовательности. § 2. Этапы и методы диагностирования
15 1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых 2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы 3. Повторная проверка 4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по разделу и теме курса 5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса Этапы диагностирования
16 Данный этап осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умение. Такая проверка возможна не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела (курса). 1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых
17 Текущая проверка осуществляется из урока в урок и обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми отдельных элементов учебной программы. Ее главная функция – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов как содержание учебного материала, его сложность, возраст, уровень подготовки обучаемых и др. 2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы
18 Данная проверка как и текущая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют материал изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. 3. Повторная проверка
19 Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучающимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки – систематизация и обобщение. 4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по разделу и теме курса
20 Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он предполагает диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. 5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса
21 Основные методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (И.Ф.Харламов) повседневное наблюдение за учебной работой учащихся устный опрос индивидуальный фронтальный уплотненный выставление поурочного балла контрольные работы проверка домашних работ программированный контроль тестирование
22 позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся
23 Его сущность заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный)
24 При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений.
25 Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся. Фронтальный опрос
26 Сущность уплотненного опрос а заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненный опрос
27 Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение минут дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода. Письменный опрос
28 Сущность выполнения контрольных работ состоит в том, что после прохождения отдельных или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку, умений и навыков учащихся. Выполнение контрольных работ
29 Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. Проверка домашних работ
30 В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, сущность которого состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Программированный контроль
31 В последнее время с целью проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такой метод, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тестирование
32 В системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
33 1. Что является целью дидактического диагностирования? 2. Что включает в себя диагностирование? 3. Охарактеризуйте основные принципы диагностирования обученности учащихся. 4. Структурируйте этапы диагностирования. 5. Назовите и охарактеризуйте методы диагностирования. 6. В чем заключается отличие фронтального опроса от уплотненного опроса? Вопросы и задания
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.