Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМария Ильина
1 Тема 1. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Выполнила: Ильина Мария Михайловна, ЭКН-Б-4-Д
2 Совершенная (чистая) конкуренция – это такая рыночная структура, при которой однородный продукт производится большим количеством независимых друг от друга предприятий, причём каждое предприятие производит их незначительную долю общего объёма продукции и поэтому оно не может повлиять на рыночную цену путём изменения выпускаемой продукции. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт.
3 Считается, что на рынке преобладает совершенная конкуренция, если соблюдаются следующие условия: рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную однородную продукцию множеству покупателям; каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% продаж за любой данный период времени; фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, так как не рассматривают их как угрозу своей рыночной доле продаж; информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов; вход на рынок и выход с него для продавцов свободен, это означает, не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
4 Цена на рынке совершенной конкуренции складывается под воздействием рыночного спроса (который формируют все потребители, присутствующие на рынке) и рыночного предложения (который формируют все производители) – равновесная цена. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала, по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Таким образом, отдельные производители вынуждены приспосабливаться к действующей рыночной цене, сравнивая ее со своими затратами и выбирая оптимальный объем производства.
5 Тема 2. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции.
6 Несовершенная (ограниченная) конкуренция – конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Она выступает обычно в трех основных видах:
7 Чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы; Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение для рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты. Муниципальные коммунальные службы, тоже не видят смысла в больших расходах на рекламу, так как местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.
8 Диктующий цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.
9 Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: 1. острая конкурентная борьба между фирмами; 2. дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; 3. сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований.
10 В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования. Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры. Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.
11 Тема 3. Ценообразование на рынке олигополистической конкуренции.
12 Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, очень чувственных к политике ценообразования и маркетинговых стратегий друг друга. Товары могут быть похожими (сталь, алюминий), а могут быть и непохожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов считает, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания уценит свои на 10%, покупке быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать или тоже снижением цен, или предложением больше или числа объема услуг. Олигополист никогда не испытает уверенность, которая может добиться какого- то долгосрочного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист взвинтит цены, конкуренты могут не пойти его примером. И тогда ему придется или возвращаться к бывшим ценам, или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
13 Самым характерным признаком цен на этом рынке является их жесткость, негибкость, которая проявляется в относительном постоянстве цен. Даже при изменении расходов производства или спроса, олигополисты не склонны к изменению цен. Такая жесткость цен в первую очередь определяется олигопольной взаимосвязью и желанием фирм- олигополистов избежать общей разрушительной конкуренции цен. Методами достижения такого состояния на рынке олигополии являются открытый, тайный и бездоговорный заговор. При открытом заговоре между фирмами- олигополистами заключается открытое соглашение о фиксировании цен, разделении рынка или других условиях, которые существенно ограничивают конкуренцию.
14 Одним из методов ценообразования на олигопольном рынке есть принцип "затраты плюс". При этом методе фирмы при установлении цены определяют свои расходы на единицу продукции при определенном плановом уровне производства и добавляют определенную сумму(надбавку) в размере определенного процента к ним. Размер надбавок каждая фирма определяет эмпирически. Такой метод ценообразования используют те фирмы олигопольного рынка, которые производят широкий ассортимент товаров.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.