Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМария Мкртчян
1 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Подготовила: Мкртчян М.В. Педагог шк.109 Г. Челябинск, 2018
3 Декор (в переводе с латинского) означает УКРАШАТЬ Декоративный – украшенный, нарядный.
4 Красивы и нарядны бытовые изделия, которыми пользуется человек
5 Декоративным может быть как оформление предмета, так и его форма, конструкция
6 Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, но в то же время считается молодым, т.к. все так же необходимо человеку.
7 За многие века, человеком создано огромнейшее множество произведений декоративно-прикладного искусства, в которых выражено отношение мастера к жизни. Например, КОВШ-УТИЦА
8 При создании предметов ДПИ использовались и используются: Глина Дерево Камень Ткань Кожи Металл др
9 К ДПИ относятся: Крестьянское искусство и традиционные художественные промыслы Классическое ДПИ Современное профессиональное
10 ДПИ имеет свой образный язык. Все природные мотивы в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности или изобразительном искусстве. Птицы, цветы, растения, животные, человек – они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный образ, без мелких деталей и подробностей.
11 Изучая ДПИ мы всегда будем ставить вопросы: ЧТО?, КАК?, ЗАЧЕМ? ЧТО – этот вопрос поможет внимательно посмотреть на внешний облик предмета, понять его предназначение, оценить художественные качества КАК – этот вопрос заставит внимательно всмотреться в оформление, декор предметов, увидеть, как выполнена роспись, резьба по дереву, вышивка и т.д. ЗАЧЕМ – этот вопрос приоткроет глубинные смыслы, которыми наполнен образный строй вещи: например, «Зачем люди украшали простые предметы знаками солнца, птицы, дерева?» «Зачем помещали конька на крышу?»
12 Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.
13 Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
14 СИМВОЛЫ СОЛНЦА Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища и предметов быта. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.
15 Сундук с символами солнца. Архангельская губерния, ХІХ в. Солнцеворот. Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало ХХ в. Солярный знак – языческий символ солнца, связанный с мечтой о солнце, добром небесного светила.
16 Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает мать хорошего урожая. Образ матери. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери - сырой земли. Баба с птицами И. и Е. Дружинины. Глина, 1947 г. Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губерния, ХІХ в. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека
17 Древо жизни. В народных представлениях дерево жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это мировое дерево (космическое, небесное, Древо жизни).
18 Дерево жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губерния. ХІХ в. Дерево жизни. Роспись на прялке. Русский север. ХІХ в.
19 Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства Этот образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Образ коня со всадником на вышивке
20 Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
21 Образ птицы, птицы света, солнца. Торжественно- нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом приносит добро человеку. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое лет ушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье жаворонки. Птицы символизировали свет, тепло.
22 Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губерния, ХІХ в. Птица-пава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.
23 Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали. Макошь-матушка - Параскева-Пятница. Мезенская роспись. Архангельская область, начало ХІХ в.
24 ЗАДАНИЕ: Рисунок на тему древних образов. Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, природные материалы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.