Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователеманна сумарокова
1 Тюменский центр нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи 1
2 « Основные принципы строения мозга».
3 Мозг - это орган психических процессов, который координирует и регулирует все жизненные функции организма и контролирует поведение. Все мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким- либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
4 Подкорковым структурам отводилась вспомогательная роль, за ними признавались прежде всего энергетические, активационные функции. Высшие психические функции имеют и горизонтальную (корковую) и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию. Значительно лучше изучены корковые механизмы психической деятельности, в меньшей степени – подкорковые структуры и их роль в обеспечении высших психических функций. Важнейшим достижением нейроморфологических исследований является утверждение нового подхода к изучению принципов организации мозга, благодаря работам академика НП. Бехтеровой сотрудников института нейрохирургии РАМН. Этот подход объединяет, с одной стороны, тщательное изучение микроструктуры разных мозговых образований (клеток, синапсов и др.) с использованием современных прецизионных технических методов исследования, с другой – общие представления об интегративной системной работе мозга как целого.
5 Головной мозг – высший орган нервной системы – как анатомо- функциональное образование может быть условно подразделён на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции. I уровень – кора головного мозга – осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. II уровень – базальные ядра полушарий большого мозга – осуществляет высшее управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень – гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндальное ядро – осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию. IV уровень (низкий) – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга – осуществляет управление вегетативными процессами.
6 Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг. Как анатомическое образование большой мозг (cerebrum) состоит из двух полушарий – правого и левого – в каждом из них объединяются три филогенетически и функционально различные системы: Обонятельный мозг; 2) базальные ядра; 3)кора большого мозга – конвекситальная, базальная и медиальная.
7 В каждом полушарии имеется пять долей: лобная, теменная, затылочная, височная, островковая (островок). Кора большого мозга – наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы – подразделяется на следующие структурные элементы – древнюю, старую, среднюю (промежуточную) и новую. У человека новая кора – наиболее сложная по строению – по протяженности составляет 96% от всей поверхности полушария. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток. Наибольшее признание получила цитоархитектоническая карта полей Бродмана, согласно которой выделяется 52 поля. В пределах многих полей выделены подполя. В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Ассоциативные отделы коры больших полушарий у человека не только больше по занимаемой площади, чем проекционные (в абсолютных и относительных размерах), но и характеризуются более тонким архитектоническим и нейронным строением. Концепция структурно-системной организации мозга О.С.Адрианова. В соответствии с этой концепцией деятельность мозга обеспечивается проекционными, ассоциативными, интегративно-пусковыми и лимбико-ретикулярными системами, каждая из которых выполняет свои функции. Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации. Ассоциативные системы связаны с анализом и синтезом разно модальных возбуждений.
8 . Для интегративно-пусковых систем характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т.е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения); Лимбико-ретикулярные системы обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния. Все перечисленные выше системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур. Работа каждой системы, а также процессы взаимодействия систем имеют не жестко закрепленный, а динамический характер. Эта динамика определяется особенностями поступающих афферентных импульсов и спецификой реакции организма. Динамичность этих взаимоотношений проявляется на поведенческом, нейронном, синаптическом и молекулярном (нейрохимическом) уровнях. Условием, способствующим этой динамичности, является свойство мультифункциональности (или функциональной многозначности), присущее различным системам мозга в разной степени. Согласно концепции О.С.Адрианова (1976, 1979, 1983, 1999), различным образованиям и системам мозга в разной степени свойственны две основные формы строения и деятельности – инвариантные, генетически детерминированные и подвижные, вероятностно-детерминированные. Эти представления хорошо согласуются с идеями Н.П.Бехтеревой (1971, 1980 и др.) о существовании «жестких» и «гибких» звеньев систем мозгового обеспечения психической деятельности человека.
9 Таким образом, в соответствии с концепцией О.С.Адрианова, несмотря на врожденную, достаточно жесткую организацию макро конструкций и макросистем, этим системам присуща определенная приспособительная изменчивость, которая проявляется на уровне микроструктур (микро ансамблей, микросистем) мозга. Эта динамичность микросистем – важнейшее условие реализации как простых, так и более сложных физиологических процессов, лежащих в основе психической деятельности. Известно, что число исходных типов нервных клеток сравнительно невелико, однако характер объединения нейронов в микро и макро ансамбли, их расположение, связи друг с другом и другими ансамблями позволяют формировать бесчисленное количество вариантов связей, входящих в макросистемы с различными индивидуальными характеристиками. Таким образом, в организации мозга можно вычленить как общие принципы строения и функционирования, присущие всем макросистемам, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем, определяемые индивидуальными особенностями составляющих их микросистем. Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью. Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость.
10 Весьма важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является также принцип иерархическом соподчиненности различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением (на основе прямых и обратных связей). Вместе с тем подобная иерархия допускает определенную избыточность в структурной организации мозга за счет вовлечения в ту или иную его функцию большого числа нервных элементов, что приводит к повышению надежности работы мозга и служит основой для компенсации функций при его поражениях. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.
11 Наконец, современная нейропсихология выдвигает как один из важнейших принципов структурно-системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорко-1 во-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) nyтей проведения возбуждения, что дает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и так-1 же является одним из механизмов интегративной работы мозга. Таким образом, согласно современным анатомическим представлениям об основных принципах организации мозга как субстрата психики, мозг представляет собой сложную мета систему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико- ретикулярных); каждая из них строится из разных микросистем (микро ансамблей).
12 Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии: -принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга); - принципу динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды).
13 Теория трёх основных структурно-Функциональных блока А.Р.Лурия В нейропсихологии на основе анализа клинических данных (т.е. изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях мозга) была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурия (1973), характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно- функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептив-ной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций
14 Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга Энергетический блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний; локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления высших психических функций.
15 Первый тип процессов активации связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга, с изменением уровня бодрствования; второй тип процессов активации – это преимущественно кратковременные физические изменения в работе отдельных структур (систем) мозга. Неспецифические структуры первого блока по принципу своего действия подразделяются на следующие типы: восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру); нисходящие (проводящие возбуждение от центра к периферии). Восходящие и нисходящие отделы неспецифической системы включают и активационные, и тормозные пути. В настоящее время установлено, что активационные и тормозные неспецифические механизмы являются достаточно автономными и независимыми по своей организации на всех уровнях, включая и кору больших полушарий.
16 Корковые структуры первого блока (поясная кора, кора медиальных и базальных, или орбитальных отделов лобных долей мозга) принадлежат по своему строению главным образом к коре древнего типа, состоящей из пяти слоев. Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, как уже говорилось выше, прежде всего в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на котором осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также сознания в целом. Внимание и сознание с энергетической точки зрения связаны с определенными уровнями активации. Помимо общих неспецифических активационных функций, первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти (в их модально-неспецифической форме), с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.
17 Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний (наряду с другими мозговыми образованиями). Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок (область гиппокампа, поясной извилины, миндалевидного ядра и др. Они участвуют в регуляции различных эмоциональных состояний и прежде всего – сравнительно элементарных (базальных) эмоций (страха, удовольствия, гнева и др.), а также мотивационных процессов, связанных с различными потребностями организма. В сложной мозговой организации эмоциональных и мотивационных состояний и процессов лимбические отделы мозга занимают одно из центральных мест. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.
18 Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интег- ративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций. Модально-специфические (или лемнисковые) пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию, им присуща четкая избирательность, проявляющаяся в реагировании лишь на определенный тип раздражителей. Все основные анализаторные системы организованы по общему принципу: они состоят из периферического (рецепторного) и центрального отделов.
19 Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, частоте, длительности и т.п.). Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы не только по физическим параметрам, но и по сигнальному значению. В целом анализаторы – это аппараты, подготавливающие ответы организма на внешние раздражители. На каждом из уровней анализаторной системы происходит последовательное усложнение процесса переработки информации. Максимальной сложности и дробности процессы анализа и переработки информации достигают в коре больших полушарий. Анализаторные системы характеризуются иерархическим принципом строения; при этом нейронная организация их уровней различна. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию» (по терминологии И.П.Павлова), или первичные, вторичные и третичные поля (по терминологии А.В.Кэмпбелла).
20 Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Вторичные корковые поля по своей цитоархитектонике характеризуются большим развитием клеток, переключающих афферентные импульсы IV-ro слоя на пирамидные клетки III-го слоя, откуда берут свое начало ассоциативные связи коры. Этот тип переключений носит название «вторичного проекционно- ассоциативного нейронного комплекса». Связи вторичных полей коры с подкорковыми структурами более сложны, чем связи первичных полей.
21 К вторичным полям афферентные импульсы поступают не непосредственно из реле- ядер таламуса, как к первичным, а из ассоциативных ядер таламуса (после их переключения). Иными словами, вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности. Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневи-сочная область и зона ТРО – зона перекрытия височной (temporalis), теменной (parietalis) и затылочной (occipitalis) коры. Цитоархитектоника этих зон определяется в известной степени строением соседних ядерных зон анализаторов. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», они не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с Другими корковыми зонами. Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
22 Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.
23 Взаимодействие трёх основных функциональных блоков мозга Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р.Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга. Согласно современным представлениям о психической деятельности её структура и процесс протекания может выглядеть следующим образом: - она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов; которые - затем эти мотивы, намерения, замыслы превращаются в определенную программу (или «образ результата») деятельности, включающую представления о способах ее реализации; - после чего она продолжается в виде фазы реализации этой программы с помощью определенных операций. -Завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата.
24 Эта схема (или психологическая структура) психической деятельности, многократно описанная в трудах А.Н.Леонтьева и других отечественных и зарубежных психологов (В.П.Зинченко, 1967; К.Прибрам, и др.), в соответствии с моделью «трех блоков» может быть соотнесена с мозгом следующим образом. 1. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно первый блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятельности. Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха–неуспеха). 2. Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой третьего блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. 3. Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение одного из трех блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации. Данная общая схема функционирования мозга как субстрата сложных сознательных форм психической деятельности находит конкретное подтверждение при нейропсихологическом анализе нарушений высших психических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.
25 Тюменский центр нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи 1 Презентацию подготовили нейропсихологи отделения телесной терапии: Чегодаева Н.В. Зубахина И.В. Токкарина К.C.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.