Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемконстантин зуев
1 Лекция 7 Психодиагностика интеллекта
2 Невербальные тесты интеллекта
3 Вербальные и невербальные тесты интеллекта По форме стимульного материала выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. По форме стимульного материала выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты. Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Дают показатели словесного логического мышления. Дают показатели словесного логического мышления. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). С помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно-действенное логическое мышление. С помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно-действенное логическое мышление.
4 В зарубежной психодиагностике по форме стимульного материала психодиагностические методики делятся на: 1. Тесты действия – требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких- либо движений на бумаге; с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких- либо движений на бумаге; 2. Неязыковые тесты – разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста; ни от испытуемого, ни от диагноста; 3. Невербальные тесты – не требуют умений читать и писать.
5 Тесты действия 1. «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный врачом Э.Сегеном в 1866 году 2. «Лабиринтные тесты», (первый был разработан в 1914 (первый был разработан в 1914 году С.Портеусом) году С.Портеусом)
6 «Прогрессивные матрицы» – типичный и широко распространенный невербальный тест интеллекта (авторы Л.Пенроуз и Дж.Равен, 1936 ) Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Вторая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – предназначена для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Вторая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – предназначена для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Третья форма теста – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития. Третья форма теста – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.
7 «Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры» – невербальный тест, разработанный Р.Кеттеллом (1958) Первый вариант предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Первый вариант предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Второй вариант – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Второй вариант – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Третий вариант – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием. Третий вариант – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием.
8 «Тест интеллекта» Д.Векслера Wechsler – Bellevue Scale был опубликован в 1939 году был опубликован в 1939 году и стандартизирован на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет Существуют три варианта теста – Существуют три варианта теста – WAIS, WISC и WPPSI В нашей стране используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году В нашей стране используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году
9 Причины популярности Шкал измерения интеллекта Д.Векслера 1. Охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека; почти всей жизни человека; 2. Используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза; диагноза; 3. Наличие как вербальных, так и невербальных субтестов, что позволяет оценивать разные субтестов, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память. координацию, внимание, память.
10 Групповые тесты 1. «Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра (1953) предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года 2. «Групповой интеллектуальный тест» Дж.Ваны
11 Основные подходы к пониманию сущности интеллекта 1. интеллект – это способность к обучению (А.Бине, Ч.Спирмен, С.Колвин, Г.Вудроу и др.); 2. интеллект – это способность оперировать абстракциями (Л.Термен, Р.Торндайк, Дж.Петерсон и др.); 3. интеллект – это способность адаптироваться к новым условиям (В.Штерн, Л.Терстоун, Эд.Клапаред, Ж.Пиаже и др.).
12 Д.Векслер исходил из следующего понимания интеллекта: « Интеллект – это комплексная глобальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой»
13 Представления о структуре интеллекта Факторно-аналитические модели: 1. Ч.Спирмен – двухфакторная теория организации свойств (всякая интеллектуальная деятельность содержит общий «G» – и специфический «S» – факторы). 2. Л.Терстоун – многофакторная теория (12 факторов – «первичные умственные способности»). 3. Р.Кеттелл – систематизация когнитивных факторов первого и второго порядков («флюидный» и «кристаллизованный» интеллекты). 4. Ф.Вернон – выделение в интеллекте двух групповых факторов (вербально-образовательные и практико-механические способности) 5. Дж.Гилфорд – гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.
14 Недостатки факторно-аналитических моделей структуры интеллекта 1. ничего не говорят о мыслительных процессах, лежащих в основе интеллектуальных действий; 2. получение факторов путем использования специальных математических методов; 3. факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими особенностями; 4. отсутствие воспроизводимости одного и того же набора факторов одного и того же набора факторов при использовании тех же тестов. при использовании тех же тестов.
15 Важность факторно-аналитических исследований Определение оптимальной системы факторов, Определение оптимальной системы факторов, которая может однозначно объяснить всю совокупность интеллектуальных достижений
16 Проблема диагностики интеллекта
17 Способы измерения интеллекта в ХХ веке 1. решение абстрактных мыслительных заданий, так как они не встречаются в реальной жизни и свободны от знаний, приобретенных в прошлом; 2. отсутствие «искусственных, нежизненных конструкций» в заданиях; 3. решение невербальных заданий; 4. решение вербальных заданий, так как они тесно связаны с языковыми способностями.
18 Современное положение В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали себя как средство измерения интеллекта. Они пригодны лишь для измерения некоторых особенностей мыслительной деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности.
19 Вывод На протяжении первой половины ХХ века область исследований интеллекта характеризовалась смещением фокуса внимания в сторону измерения, диагностики интеллекта в ущерб изучению его сущности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.