Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемСветлана Гайнуллина
1 Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
2 АТРИБУЦИЯ … В частности, это может быть приписывание социальным объектам ( человеку, группе, социальной общности ) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в « достраивании ». Атрибуция и является основным способом такого « достраивания » непосредственно воспринимаемой информации.
3 Казуальная атрибуция - интерпретация поведения партнера по общению путём выдвижения предположений о его : - мотивах, - намерениях, - эмоциях, - причинах поведения, - качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. КА тем больше определяет социальную перцепцию ( восприятие ), чем больше дефицит информации о партнере по общению.
4 Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям : Во - первых, к упрощению познания другого человека ( людей ). Во - вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных соц. групп ( профессиональных, социо - экономических, этнических и т. д.)
5 Этапы Наблюдение за поведением человека Логический вывод о намерениях человека Приписывание человеку мотивов поведения
6 Стили атрибуции Внутренняя ( диспозитивная ) атрибуция связывание поведения человека с его характеристиками. Внешняя атрибуция связывание поведения человека с ситуацией.
7 Факторы, определяющие стиль атрибуции Консенсус поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному личные. Преднамеренность обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному ситуационные. Последовательность последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному ситуационные.
8 Фундаментальная ошибка атрибуции склонность объяснять поведение диспозиционными ( личностными ) причинами в ущерб ситуационных. Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционной, а неудачи ситуационно, для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Для деятеля фигурой является ситуация, а для наблюдателя ситуация фон, а фигура деятель. Поэтому деятель менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции, а наблюдатель более.
9 Модель каузальной атрибуции Б. Вайнера - ориентирована, в первую очередь, на интерпретацию успехов или неудач собственных результатов деятельности человека. Согласно модели каузальной атрибуции, разработанной Вайнером, причины поведения интерпретируются по трем основаниям : Локус контроля – внешняя или внутренняя по отношению к индивидууму причина ; Стабильность – стабильная или нестабильная во времени причина ; Контролируемость - неконтролируемость причины субъектом
10 Вайнер определил, что : Способности являются внутренним, относительно стабильным и неконтролируемым фактором. Усилия внутренним, но нестабильным и контролируемым. Трудность задачи внешняя, неконтролируемая и относительно стабильная причина, поскольку условия задачи не сильно изменяются во времени. Удача является внешней, неконтролируемой и нестабильной можно быть « везучим » в одной ситуации и « невезучим » в другой. Предполагалось, что эти факторы равноправны и что для любого заданного результата один или два фактора будут восприниматься как основная причина
11 Модель каузальной атрибуции Б. Вайнера
12 Вайнер выделил три типа эмоциональных реакций на успех или неудачу : Сначала следуют общие позитивные или негативные эмоциональные реакции, такие как радость или грусть, которые отражают факт произошедшего успе ха или неудачи. Это так называемые эмоции, не зависящие от атрибуций относительно несложные эмоциональные состояния, возникающие относительно рано во временной последовательности, еще не нагруженные приписываниями личностной ответственности. За первыми эмоциональными реакциями следует поиск каузальных факторов, ответственных за результат. Осуществление такого рода поиска особенно вероятно тогда, когда результат был неожиданным, негативным или важным для индивида. За идентификацией определенных причин следуют более детальные эмоции. Эти зависимые от атрибуций эмоции являются более сложными и разнообразными, чем эмоции первого типа. Наконец, третий тип эмоциональных состояний непосредственно связан с основными параметрами каузальных атрибуций, их базовыми свойствами. Это наиболее когнитивно сложные эмоциональные состояния. Согласно теоретическим взглядам Б. Вайнера, каузальные атрибуции оказывают влияние на ожидания будущих успехов, настойчивость и уровень усилий, а также эмоциональные реакции.
13 Вайнер показал, что характер эмоциональных переживаний определяется вызвавшими их атрибуциями : 1. Параметр стабильности связан с эмоциями, отражающими представления о будущих результатах. 2. Параметр локуса прежде всего связан с гордостью и другими само оценочными эмоциями. Когда человек считает, что причиной успеха являются его способности, усилия или какие - то другие личност ные характеристики ( а не помощь учителя или легкость задачи ), он склонен испытывать гордость за результат деятельности. 3. Параметр контролируемости, согласно гипотезе Вайнера, связан с различными эмоциями, направленными как на себя ( вина, стыд ), так и на других ( гнев и жалость ). Человек испытывает чувство вины, если он потерпел неудачу, причиной которой считает вполне контролируемые факторы. Последние включают в себя не только недостаток усилий, но и любые другие причины, которыми субъект способен сам управлять.
14 Таким образом, эмоциональные реакции не только отражают атрибуции субъектом причин тех или иных результатов, но также являются основанием для его будущих действий. Например, гордость, вызванная успехом, приписываемым внутренним факторам, является ключом к запуску поведения, направленного на достижения, возможно, чтобы вновь испытать приятные эмоциональные состояния. Напротив, стыд, испытываемый в случае неудачи, запускает желание убежать от неприятной ситуации. Благодарю за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.