Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемвлад Кривошеев
1 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
2 Что такое « речевой этикет »? Речевой этикет это система специфических языковых знаков ( слов, устойчивых словесных формул ) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. « Толковый словарь русского речевого этикета » Речевой этикет условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь ( систему знаков ) и грамматику ( правила пристойного речевого поведения в обществе ) « Толковый словарь русского речевого этикета » Речевой этикет это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. « Русский язык. Энциклопедия »
3 Из истории речевого этикета
4 Как было Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей : мамы, отца, бабушки, няни, учительницы... Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
5 Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
6 Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
7 Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
8 Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.
9 Все считают проблему речевого этикета актуальной. По их мнению, многие овладели речевым этикетом в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения. Проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности родного языка и самобытности нации».
10 Употребление сленговых выражений ( т. е. молодежный жаргон ) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит !
11 Сленг, (англ. slang)- это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит говорить надо по русски! Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.
13 Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и « продвинутостью » юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов терминов, спрятанных в сленговых словах.
14 Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык ? « Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет так гикнется, что копыта отбросит.» « Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не за мелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»
15 МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
16 Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
17 Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдение субординации по возрасту. 3. Учёт ответной реакции собеседника. 4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени отчества собеседника.
18 Существуют способы, которые помогают избежать этого негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить ! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения ? Возможно, имеет смысл немного подождать : информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.
19 Давайте говорить друг другу комплименты !
20 Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет ! Как вы хорошо выглядите ! Вы так прекрасны ! У вас замечательные глаза ! А вы такой интересный собеседник ! Вы так увлекательно рассказываете ! Вы прекрасный педагог !
21 Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные. Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные. Комплимент : не должен быть двусмысленным ; должен быть « без гипербол », содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека ; должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое - то качество, не надо касаться его в комплименте ; должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте ; должен быть « без приправ » - « без ложки дёгтя ».
22 Позвони мне, позвони...
23 Все чаще в повседневной современной жизни многие беседы проходят через интернет или по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Социологические опросы и личные наблюдения показывают, что этим видом этикета учащиеся овладели не в полной мере. Мы не представляем себе жизни без телефона, в особенности, мобильного. Но это замечательное средство подчас используется не по назначению. Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече. Специалисты психологи утверждают, что появилась современная болезнь - « телефономания », которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года. А злые шутки, мерзкие розыгрыши или хихиканье, молчание, шипение в трубку - просто хулиганство и безобразие.
24 Особенно популярны мобильные телефоны. Ими пользуются практически все. Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно - транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует. Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно : на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще в кинотеатрах, а иногда и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.
25 Несколько важных правил разговора по телефону. Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать ). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.