Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.gou1518.ru
1 Рынки с ослабленной конкуренцией Монополия
2 Монополия Монопо́лия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. греч. В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию (монополию) на производство или торговлю определённым товаром.
3 Монополия В неоклассическом подходе экономической теории, монополия - один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка: рыночных существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма; существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др. эффект масштаба патентысырьёмнедобросовестная конкуренция эффект масштаба патентысырьёмнедобросовестная конкуренция
4 Непреодолимые барьеры 1. Преимущества крупного производства. 2. Легальные барьеры. 3. Нечестная конкуренция.
5 Классификация монополий По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей). Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
6 Классификация монополий В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
7 Классификация монополий В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.).
8 Классификация монополий В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими. В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую.
9 Классификация монополий Легальные монополии – образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: Легальные монополии – образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: Патентная система – удостоверяет авторство изобретений и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование. Авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любым способом. Товарные знаки – закрепляет исключительное право владельца товарного знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами.
10 Последствия несовершенной конкуренции 1. Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем. 2. Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренцией. 3. Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень.
11 Антимонопольная политика Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.
12 Антимонопольная политика Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям: Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям: Ограничение монополизации рынка; Запрещение слияний конкурирующих компаний; Запрещение установления монопольных цен; Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.