Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕрбол Муратулы
1 Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11НП Мажикенов Нурлыбек
2 План: 1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке. 2. Особенности и характерные признаки эмпирического уровня познания. 3. Особенности теоретического познания. Структурные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.
3 Научное знание представляет собой сложно организованную, развивающуюся и многоуровневую систему. В ней существует многообразие различных форм и типов знания, начиная от эмпирических фактов и кончая абстрактными теоретическими построениями. Центральным звеном научного знания является теория. Уровни научного знания эмпирическое теоретическое
5 С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания: 1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный ученый) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное сообщество и т.д.). 2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, общество, культура и сам человек. 3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория. 4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.
7 Основные критерии различия: 1) Характер предмета исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На уровне теории происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Следует различать Эмпирическую зависимость(вероятностно-истинные знания) и Теоретический закон (знания достоверные). Теория и эмпирика имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирика изучает явления и их корреляции, улавливая в отношениях между явлениями проявление закона. В чистом виде он дается в результате теоретического исследования. 2) Тип применяемых средств исследования. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует практическое взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. 3) Особенности метода. В эмпирическом познании: наблюдение, использование приборов и других средств реального наблюдения и эксперимента, эмпирическое описание. В теоретических исследованиях: метод построения идеализированного объекта (идеализация); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.
9 Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью систем абстракций «высшего порядка» – таких как понятия, умозаключения, законы, категории и принципы. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом используются такие приемы и средства как абстрагирование (отвлечение), идеализация (создание чисто мысленных предметов), синтез, дедукция и др. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутри научная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения и познания законов осуществляется предсказание, научное предвидение.
10 Структурные компоненты теоретического познания Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Гипотеза - требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.