Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемСтанислав Шевердяев
1 Органы государственной власти субъектов РФ
2 Вопросы темы: 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ 2. Законодательные ОГВ СРФ 3. Исполнительные ОГВ СРФ 4. Система сдержек и противовесов в СРФ 5. Конституционные (уставные) суды СРФ. Особенности деятельности мировых судей
3 Введение. Вопрос о «региональных» органах власти в России: основные этапы Российская Империя РСФСР РФ: реформы х гг. «Губернаторские выборы» в РФ после КРФ 1993 г.: - Прямые выборы гг. - Постановление КС от 18 января 1996 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края» (*)(*) - Беслан (2004 г.) и косвенные выборы (Пост. КС г.) г. - «Поправки Д.А. Медведева» – возврат к прямым - «Поправки В.В. Путина» – частичный возврат к косвенным
4 1. Модель организации системы ОГВ в субъектах РФ Правовая основа КРФ: - ч. 3 ст. 5: «федеративное устройство Российской Федерации основано… на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов». - ч. 2 ст. 11: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». - ч. 1 ст. 77: «Система ОГВ СРФ устанавливается СРФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными ФЗ». + Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» + Постановление КС РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ "Об общих принципах…» (основные вопросы в тексте ПКС: …)
5 Система ОГВ РФ и ОГВ СРФ «на уровне» СРФ а) Территориальные подразделения федеральных ОГВ в СРФ (ст. 71 КРФ) б) Согласование кандидатур руководителей территориальных подразделений ОГВ РФ с ОГВ СРФ: Ч. 3 ст. 129 КРФ (прокуроры) + практика по судьям Согласование с ЗОГВ СРФ: ст. 24 ФЗ184 + ПКС РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Респ. Алтай и ФЗ "Об общих принципах…» (*)(*) Согласование с ИОГВ СРФ: Указ Президента РФ от N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти СРФ и терр. органов ФОИВ". в) Система собственно «ОГВ СРФ» (см. систему ОГВ СРФ)(см. систему ОГВ СРФ)
6 Ч. 2 ст. 77 КРФ: «единая система ИОГВ» Ч. 2 ст. 77 КРФ: «единая система ИОГВ» Схема соотношения исполнительных органов ГВ и МС и территориальных уровней в РФ Террит. подразделения ФОИВ по МО ФОИВ (ОГВ РФ) Террит. (*) подразделения ФОИВ по СРФ Террит.уровень: РФ СРФ МО Компетенция: ОИВ СРФ Террит. подразделения ОИВ СРФ по МО ИОМС 2) районов/окр 1)поселений ИОМС 2) районов/окр 1)поселений + исключ. РФ + распределенная совместная + распред. совм. + остаточная СРФ + делегир. от РФ + собств. ОМС + делегир. от СРФ
7 2. Законодательные ОГВ СРФ Наименования ЗОГВ в РФ Численность депутатов Срок полномочий Порядок формирования ЗОГВ СРФ Заседания Полномочия ЗОГВ СРФ Особенности законодательного процесса Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ Особенности статуса депутата ЗОГВ СРФ
8 3. Исполнительные ОГВ СРФ «Орг. дизайн» ИОГВ СРФ (ст. 17, 18 ФЗ 184): 1) ВДЛ = руководитель высшего ИОГВ СРФ 2) «Структура ИОГВ СРФ определяется ВДЛ» Формир. ВДЛ СРФ: две модели в зависимости от решения СРФ 1) прямые выборы 2) выборы парламентом СРФ ВДЛ Население ВДЛ ЗОГВ СРФ Президент РФ Политпартии
9 Система ИОГВ Избрание ВДЛ СРФ: 1)Модель прямых выборов: требования к кандидатам; варианты выдвижения; консультации ПРФ; муниципальные и нотариальный «фильтры»; сбор подписей избирателей 2)Модель косвенных выборов: предусматривается СРФ; Президент РФ вносит 3 кандидатуры. Основы статуса ВДЛ Полномочия ВДЛ Досрочное прекращение полномочий ВДЛ ВРИО Черты статуса высшего исполнительного ОГВ СРФ («регионального правительства»)
10 4. Система сдержек и противовесов в СРФ Элементы системы сдержек: … Варианты досрочного прекращения полномочий: I.Досрочное прекращение полномочий ЗОГВ СРФ по решению ВДЛ СРФ - если ЗОГВ принимает незаконное решение - Если ЗОГВ не проводит заседания II. Досрочное прекращение полномочий ВДЛ СРФ - путем выражения недоверия от ЗОГВ по решению Президента РФ (п.п. 2-7 ст.19)
11 5. Конституционные (уставные) суды СРФ. Особенности деятельности мировых судей Часть 4 ст. 4 ФКЗ о судебной системе: «К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ» (А) Уставные суды Институты конституционного контроля на уровне СРФ Состав Формирование Полномочия (Б) Мировые судьи Ст. 28 ФКЗ о судебной системе Федеральный закон от N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"
13 ПКС 1996 г.: Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако она предусматривает в статье 3 (часть 2), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 2). Порядок формирования исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе прямого избрания глав администраций предусматривается в большинстве принятых уставов субъектов Российской Федерации. В Уставе Алтайского края (статья 83 в редакции от 2 октября 1995 года) установлено иное: главу администрации избирает Законодательное Собрание; им может быть избран гражданин Российской Федерации, отвечающий предусмотренным требованиям. Тем самым Законодательное Собрание превращено в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Такой порядок избрания не соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах.
14 Постановление Конституционного Суда РФ от N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан" «... Российская Федерация на каждом конкретном этапе развития своей государственности самостоятельно корректирует установленный ею государственно- правовой механизм, в том числе в части, касающейся обеспечения единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации....» «... порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституция Российской Федерации непосредственно не регламентирует. Провозглашая свободные выборы наряду с референдумом высшим выражением власти многонационального народа Российской Федерации и закрепляя избирательные права граждан …, она в то же время не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации.»
15 Постановление Конституционного Суда РФ от N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абз. 8 п. 10: Если на соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагаются полномочия Российской Федерации по вопросам совместного ведения, то, по смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 11, 76, 77 (часть 2), 78 (части 1 и 2) и 85 (часть 1), федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, поскольку такие должностные лица призваны обеспечивать разграничение полномочий органов исполнительной власти по предметам совместного ведения на всех уровнях. Этим не затрагиваются прерогативы Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос при условии использования установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом необходимых согласительных и юрисдикционных процедур.
16 Общая схематическая модель «органов власти СРФ» Законодательный (представительный) ОГВ СРФ Коллегиальный исполнительный орган ВДЛ СРФ Отраслевые ОГВ СРФ Уставный суд СРФ Мировые судьи
17 Ч. 2 ст. 77 КРФ: В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и СРФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти СРФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.