Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВлад Владовский
1 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 6-1 Прибыль как финансовый результат работы энергокомпании, ее формирование Прибыль является одним из основных результатов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Это основной внутренний источник финансовых средств для текущего и перспективного развития предприятия, один из главных стимулов расширения бизнеса. За счет налоговых отчислений из прибыли предприятие участвует в формировании источников удовлетворения социальных потребностей общества. Получение максимально возможной прибыли в условиях сложившейся рыночной конъюнктуры и наличных ресурсов является признаком успешности предприятия и создает возможности: обеспечения собственникам предприятия необходимого уровня доходов на инвестированный капитал; формирования источников инвестиций в развитие бизнеса; роста рыночной стоимости предприятия; мотивации персонала за счет участия в распределении прибыли и др.
2 6-2 При определении финансовых результатов деятельности предприятий и организаций используются различные показатели прибыли: валовая прибыль, определяемая как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акцизов) и расходами на производство. Это «производственная» прибыль, которая отражает доходность производственных расходов; прибыль от продаж как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами она отражает эффективность не только производственной, но и сбытовой и управленческой деятельности; прибыль до налогообложения, которая представляет собой финансовый результат, учитывающий проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и сальдо прочих доходов и расходов. Это прибыль, которая реально заработана предприятием по всем видам деятельности – и производственной, и коммерческой, и непрофильной, и финансовой; чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. В дальнейшем чистая прибыль может быть направлена на формирование резервного капитала, в фонды, созданные в соответствии с решениями акционеров, а также на выплату дивидендов. Оставшаяся после распределения акционерами прибыль считается нераспределенной.
3 АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ: СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 6-3 Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг Валовая прибыль Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Чистая прибыль отчетного года Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг Расходы на производство продукции Валовая прибыль Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Чистая прибыль отчетного года Отложенные налоговые активы, обязательства, текущий налог на прибыль Сальдо полученных и уплаченных процентов и прочих доходов и расходов Коммерческие и управленческие расходы
4 В общем виде абсолютный размер прибыли зависит от изменения физического объема реализации продукции, уровня цен, уровня операционных затрат на единицу продукции и постоянных расходов. Наибольшего успеха добиваются те компании, кому удается опередить конкурентов в выпуске на рынок новых товаров (услуг) с повышенными потребительскими качествами, что обеспечивает им высокие объемы продаж и цены, а, соответственно, и прибыли. Энергокомпании не могут получать сверхприбыли за счет выдачи на рынок новых видов продукции, поэтому в энергетике решающим фактором рыночного успеха является минимизация издержек (а также расширение спектра и качества сопутствующих услуг). Важную роль в максимизации прибыли предприятия играет структура производимой и реализуемой продукции. В электроэнергетике имеется своя специфика. В связи с особенностями регулирования тарифов на тепловую энергию на протяжении ряда лет ее производство было низкорентабельным, а в некоторые периоды даже убыточным. Понимая социальную ответственность энергетиков перед обществом, предпринимаются все возможные меры к сохранению теплового бизнеса и повышения его рентабельности за счет внедрения в компаниях программ управления издержками, снижения потерь, работы с регулирующими органами и др. Следует также отметить, что технологические особенности комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на ТЭЦ не позволяют территориальным генерирующим компаниям снижать продажи тепловой энергии, даже при условии низкой рентабельности продаж тепла. 6-4
5 6-5 Объем реализации продукции, а следовательно и прибыль, напрямую зависит от ценового фактора, т.е. от изменения уровня цен на товары и услуги предприятия. В краткосрочном периоде при увеличении цен сумма прибыли возрастает, при уменьшении снижается. В условиях свободного рынка цена определяется соотношением спроса и предложения, то есть факторов, напрямую не зависящих от конкретного продавца и покупателя, а являющихся результатом совместного поведения всех участников рынка. Энергетические компании в зависимости от характера своей деятельности могут быть участниками свободного рыночного ценообразования (в тех условиях и пределах, которые законодательно устанавливаются государством) или находиться в сфере государственного регулирования тарифов на свою продукцию (услуги). При анализе прибыли от реализации продукции и услуг в целом по предприятию обычно учитывают влияние объема реализации продукции, ее структуры, операционных расходов и уровня цен. Факторы, определяющие сумму прибыли, весьма многообразны. Их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы делятся на две группы: рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности, повышение конкурентоспособности, организация рекламы новых видов продукции и услуг, развитие внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен), и административные (налогообложение, правовое регулирование деятельности организаций, государственное регулирование тарифов и цен).
6 6-6 Внутренние факторы можно сгруппировать по четырем направлениям: материально-технические (использование прогрессивных технологий и средств труда, модернизация и реконструкция материально-технической базы производства); организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решений); экономические (финансовое планирование, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация лечения и отдыха). Количественную оценку влияния перечисленных факторов можно получить с использованием следующих параметров: отпускные цены на реализованную продукцию и услуги; объем реализованной продукции (услуг); структура реализованной продукции (услуг); экономия (потери) от снижения (повышения) операционных расходов и изменения их структуры; цены на материалы, тарифы на услуги внешних контрагентов; затраты на 1 руб. продукции.
7 6-7 На размер прибыли влияет эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Как известно, рост прибыли происходит и за счет расширения объема производства. Чем выше доля постоянных, не зависящих от объема производства, расходов в общей сумме издержек, тем ощутимее эффект производственного рычага. Для обозначения финансового рычага в экономической литературе часто применяют термин «левередж». Леверидж означает «рычаг». Эффект рычага проявляется в том, что любое изменение какого-то показателя порождает более сильное изменение прибыли. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами производственного и финансового характера, они не взаимосвязаны, но величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять различными факторами, которые можно разделить на две группы. 1. Управление прибылью с помощью рационального использования предоставляемых предприятию финансовых ресурсов. Находит отражение в структуре и объеме основных и оборотных средств и эффективности их использования (управление активами предприятия). Управление соотношением постоянных и переменных расходов характеризуется эффектом производственного (операционного) левереджа.
8 Управление структурой источников средств (пассивов). При формировании источников средств предприятия менеджер имеет возможность влиять на прибыль изменением соотношения собственных и заемных средств. Финансовый левередж– это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственных и заемных источников финансовых ресурсов. Обобщающей категорией является производственно – финансовый левередж (ПФЛ), для которого характерна взаимосвязь трех показателей: - выручки; - расходов производственного и финансового характера; - чистой прибыли. Соотношения между ними определяется в финансовом менеджменте методом мертвой точки (безубыточностью производства).
9 6-9 Этот метод основан на определении критического объема продаж, т.е. такого объема продаж, при котором предприятия еще не получает прибыли, но уже не терпит убыток. При группировке затрат предприятия их можно разделить на две группы: 1. Постоянные затраты (FC) – это затраты, которые не зависят от объема производства, (рентные платежи, арендная плата, % по долгосрочным кредитам, амортизация основных средств, з/п администрации и управленческого персонала). 2. Переменные затраты (VC) затраты на сырье и материалы, з/п основных производственных рабочих, затраты на энергию и услуги производственного характера. Общие затраты предприятия определяются суммированием TC=FC+VC. Соотношением совокупных затрат предприятия и получаемых доходов и определяется точка безубыточности. Доходы предприятия (выручка): S=P*Q где P– цена единицы продукции; Q– количество единиц продукции (объем продаж). Определить точку безубыточности можно: А) - графическим путем Б) - математическим расчетом с использованием показателя маржинального дохода (прибыли).
10 Традиционный формат Формат маржинальной прибыли Выручка 15000Выручка Вычесть: Вычесть Переменные затраты: Себестоимость реализованной продукции 7000 производственные 4000 Валовая прибыль Сбытовые 1600 Вычесть:Административные 500 Операционные затраты:Маржинальная прибыль Сбытовые 2100Вычесть Административные 1500 Постоянные затраты: Чистая прибыль Производственные 3000 Сбытовые 500 Административные 1000 Чистая прибыль 6-10
11 Подход, основанный на анализе маржинальной прибыли, дает менеджерам полезную информацию для планирования и принятия решений. Для анализа безубыточности и маржинальной прибыли необходимо разделить все затраты на переменные и постоянные. Смешанные затраты должны быть также разделены на переменные и постоянные. Основные определения Маржинальная прибыль (СМ) – это превышение выручки (S) над переменными затратами (VC) по продукту или услуге: CM=S-VC. Соответствует доходу, предназначенному для покрытия постоянных затрат (FC) и получения прибыли. Маржинальная прибыль на единицу продукции (СM е ) – это превышение цены продажи за единицу продукции (Р) над переменными затратами на единицу продукции (AVC): CM е =P-AVC. Коэффициент маржинальной прибыли (К СМ ) – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж: К СМ =СМ/S=(S-VC)/S. Коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции: К СМе =(P-AVC)/P. 6-11
12 Диаграмма безубыточности (В-Е) Точка безубыточности по количеству : Q BE =FC/CМ e Точка безубыточности по стоимости : S BE =FC/K CM В общем случае верно, что, при прочих равных условиях, чем ниже расположена точка безубыточности, тем больше прибыль и меньше операционный риск. Диаграмма отражает имеющийся потенциал по прибыли от результатов деятельности. Целевой объем продаж: Q Пf =(FC+Пf)/CМ e, где Пf – целевая прибыль. Запас прочности = (S-S BE )/S. Запас прочности используется для измерения операционного риска. Чем больше этот показатель, тем безопасней ситуация Объем продаж S, FC VC прибыль VC FC S BE Q BE 0 S=P*Q Q
13 1) изменения в объемах продаж (ΔS) ΔП = ΔS* K CM ; 2) изменения в объемах продаж (ΔS) и постоянных издержках (ΔFC) а) ΔП = ΔS* K CМ ; б) ΔП – ΔFC или < 0 - принятие решения 3) изменения в объемах продаж (Δn), в цене продаж (Δp) и постоянных расходах (ΔFC) а) S ~ =(p Δp)(n Δn ) б) VC ~ =(n Δn )* AVC в) CM ~ = S ~ - VC ~ г) CM ~ - (FC ΔFC) = П ~ д) П ~ >< П - принятие решения 6-13
14 Бюджет Средневзвешенное значение К СМ = (S -VC )/ S, где S =S А1 + S А2 – выручка от продаж по бюджету; VC = VC А1 + VC А2 – переменные затраты по бюджету. Тогда S BE =FC / К СМ. Точки безубыточности каждого из продуктов: S А1 BE = S BE * S А1 / S ; S А2 BE = S BE * S А2 / S. Различные цены продаж и переменные затраты определяют различные СМ и СМ е каждого продукта. В результате, при изменении пропорциональности состава продукции (предположим, имеем два продукта А1 и А2), меняется точка безубыточности и маржинальная прибыль. Анализ проводится на основе сопоставления бюджетных и фактических данных. 6-14
15 Основные моменты, подчеркивающие важность концепции маржинальной прибыли Изменение как цены продажи, так и переменных затрат на ед. продукции изменяют СМ и СМ е и, таким образом,сдвигает точку безубыточности. Чем меньше объем продаж, соответствующий точке безубыточности, тем меньше риск и надежнее инвестирование средств при прочих равных условиях. Большой запас прочности означает низкий операционный риск, т.к. возможно значительное снижение объема продаж прежде, чем фирма понесет убытки. Используя отчет о маржинальной прибыли можно рассчитать набор сценариев «что - если». Ассортимент продукции играет более важную роль, чем общая доля рынка. Акцент на высоко прибыльную продукцию вызывает увеличение общей прибыли компании. Факт Предположим, что общий объем продаж был выполнен (S ), но фактические объемы продаж по продуктам оказались отличными от предусмотренного в бюджете: S A1t и S A2t. В этом случае необходимо пересчитать : а) VC t = VC А1 * S A1t / S А1 + VC А2 * S A2t / S А2 ; б) К СМt =(S -VC t )/ S ; в) S BE =FC/ К СМt. 6-15
16 6-16 Оценка операционного (производственного) левереджа Развития предприятия зависит от многих факторов. Изменения объема затрат предприятия может существенно повлиять на величину прибыли. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Взаимосвязь постоянных и переменных расходов характеризуется категорией операционного (производственного) левереджа. Действие этого рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменения прибыли. ЭОР = CM / П, где CM - маржинальный доход ( разница между выручкой и переменными затратами предприятия); П – прибыль. Таким образом, производственный левередж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами и прибыли. Показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияния изменчивости производственного левереджа на финансовые результаты деятельности фирмы. Если доля постоянных расходов велика в себестоимости, то фирма имеет высокий уровень производственного левереджа. Для подобной фирмы незначительное изменения объемов производства и реализации может привести к существенному изменению прибыли.
17 6-17 Оценка финансового левереджа в управлении привлечением заемных средств Финансовый левередж характеризует приращение к рентабельности собственных средств за счет привлечения в оборот заемных средств на платной основе. Уровень эффективности рычага можно выразить: ЭФР = (1 - Сп)(Rск - Сnр) * ЗК/СК, где Сn – ставка налога на прибыль; Rк – рентабельность собственного капитала; Сnр – средняя ставка % привлеченных долгосрочных кредитов; (Rск - Сnр) – разница между экономической рентабельностью активов и средней ставкой % по заемным средствам; ЗК/СК – плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал. На практике оптимальным является соотношение ЗК:СК=2:1 (для производственных предприятий в электроэнергетике, как правило, не должно превышать 1).
18 6-18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
19 6-19
20 6-20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.