Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАРПИ МАРГО
1 Преентация на тему: «АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ» По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ Выполнил студент 2 курса гр. СГ3-ГД-16-1 Мовсесян Койрун Ашотович
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ С АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. 2. НАПРАВЛЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ. МУТАЗИЛИТЫ. 4. СУФИЗМ. 5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ. 6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ. 7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ. 8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА. 9. ФИЛОСОФИЯ: АЛЬ-ГАЗАЛИ.
3 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Философия средневекового мусульманского Востока называется арабоязычной философией, так как её создателями наряду с арабами были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании). Арабоязычная философия в своём развитии прошла два основных этапа: 1-й этап: 7-9 вв. – период зарождения арабской философии; 2-й этап: 9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии арабской философией. К ВАЖНЕЙШИМ ЧЕРТАМ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ : 1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.); 2. Свобода ислама от инквизиции и статуса «святости» (как у христианских теологов) и отсюда независимости философии от богословия (у ибн-Рушдта); 3. Расцвет мусульманского рационализма (9-12 вв.) (аль-Фараби, ибн-Рушдт); 4. Доминирование схоластической философии; 5. Мистическое направление в философии (у аль-Газали и др.).
4 2. НАПРАВЛЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2. СУФИЗМ 3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ» 4. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ (АРИСТОТЕЛИЗМ) Основными философскими и религиозными направлениями АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. КАЛАМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: а) МУТАКАЛЛИМЫ в) АШАРИТЫ б) МУТАЗИЛИТЫ
5 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ КАЛАМ (букв. - речь) – мусульманская религиозно-философская дисциплина, спекулятивная теология в исламе. Представители калама – мутакаллимы. Для калама характерно учение о постоянном обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира богом. Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама» (даки ал-калам, латиф ал-калам) – вопросы онтологического и натурфилософского характера. Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты). Согласно мутакаллимам тварный мир состоит из субстанций (джавахир) и акциденций (а,рад), возникающих во времени.
6 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ Систематическую разработку КАЛАМ получил в ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ (9-10 вв). МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем, которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам): 1. Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана); 2. Божественная справедливость (соотношение божественного предопределения и свободы воли человека); 3. Статус верующего в мусульманской общине; 4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках; 5. Политико-религиозная доктрина.
7 4. СУФИЗМ СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия). В суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой. Суфизм основан на постепенном приближении прозелита (мерида) посредством мистической любви к познанию бога и к конечному слиянию с ним. Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мерида. Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу. Джунайд (ум. в 909) создал учение о ФАНА – мистическом растворении суфия в боге. Первый этап мистического пути он назвал – ШАРИАТ - обще мусульманский религиозный закон; вторым – суфийский путь – ТАРИКАТ и третьим – ХАКИКАТ – мистическое постижение истины в боге. Одна из основ ислама ТАУХИД – аскетическая жизнь суфия в трансцендентном единении с богом.
8 5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ В 9 веке начался новый этап арабоязычной философии – Восточный Ренессанс или Восточный перипатетизм. Характерные черты философии Восточного перипатетизма: 1. Перевод на арабский язык произведений Аристотеля – логики, метафизики и физики; 2. Идеи эманации (у аль-Фараби) и провидения (у Ибн-Сины); 3. Тесная связь с конкретными науками – медициной, астрономией, математикой. Представители Восточного перипатетизма (Аристотелизма): АЛЬ-КИНДИ, ИБН-СИНА (АВИЦЕННА), АЛЬ-ФАРАБИ, ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС).
9 Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях бытия, он выдвинул учение о 5 ПРАСУБСТАНЦИЯХ, к которым причислил: - материю; - форму; - движение; - пространство; - время. 5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ Аль-Кинди ( гг.) – арабский философ, врач, математик, первый представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось 40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и «Вторая аналитика» Аристотеля. Был тесно связан с мутазилитами. Аль-Кинди ( гг.) – арабский философ, врач, математик, первый представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось 40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и «Вторая аналитика» Аристотеля. Был тесно связан с мутазилитами. Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом. Причём абстрактное мышление связано с чувственным опытом. В классификации наук теоретические дисциплины связывает с практикой.
10 АЛЬ-КИНДИ
11 6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ ИБН-СИНА ( гг.) - АВИЦЕННА – врач, философ, представитель восточного аристотелизма. Главный энциклопедический труд – «КНИГА ИСЦЕЛЕНИЯ». Она состоит из 4 разделов: логика, физика, математические науки (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизика. Как учёный естествоиспытатель ИБН-СИНА признавал объективное существование природы. Мир не имеет начала во времени, а «товарность» его означает онтологическую зависимость множества пребывающих во времени «бытийно-возможных-самих-по-себе» вещей от вневременного, единого, безымянного «бытийно-необходимого-самого-по-себе» первоначала (Бога), делающего их «бытийно-необходимыми-благодаря-другому». Исхождение от бога связывается с термином ЭМАНАЦИЯ.
12 ИБН-СИНА
13 7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ АЛЬ-ФАРАБИ ( гг.) – философ, учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма, комментатор Аристотеля и Платона. Отсюда почётное прозвище – «ВТОРОЙ УЧИТЕЛЬ». Главные философские труды – «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «О путях достижения счастья», «Трактат о классификации наук», «Большая книга о музыке». Развивает утопическое учение о «добродетельном городе», руководимом философом, который передаёт рядовым согражданам истины философии в образах подражающей ей «идеальной религии» (основанной на учении об эманации). Философия опирается на аподиктические (доказательные)рассуждения, спекулятивная теология – на диалектические (вероятностные) софистические рассуждения, а религия – на риторические и поэтические рассуждения. Акцентирует мысль о социальном предназначении философии как источника гражданских и интеллектуальных добродетелей. Первым на Востоке выдвинул идею «ЭМАНАЦИИ» - истекании мира из Божества в силу естественной необходимости, где Бог является первой двигателем и первоисточником мира, в последующем развивающийся самостоятельно. Спекулятивной теологии отводит роль служанки философии
14 АЛЬ-ФАРАБИ
15 8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ», согласно которой ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТИНЫ РАЗДЕЛЬНЫ. Истина – одна, и постигается она философами, которые способны согласовать с положениями философии любые догмы религии путём их аллегорического толкования (трактат «Рассуждения, выносящие решение относительно связи между философией и религией») ИБН-РУШД ( гг.) – латинизированное имя АВЕРРОЭС – философ, представитель восточного аристотелизма. Большинство его философских сочинений представляют собой комментарии к трудам Аристотеля (отсюда почётное прозвище Комментатор). Трактат «Самоопровержение само опровержения» направлен против критики философов Аль-Газали.
16 9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛЬ-ГАЗАЛИ ( гг.) - мусульманский теолог и философ. Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение философов», «Намерение философов». Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда. Подверг критике восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его классическое изложение. Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ. Развивал идею о невозможности рационального познания бога, поскольку Бог есть высшая истина. Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивида. Аль-Газали не отрицал достоверности знаний, построенных на рациональных основаниях наук о закономерностях окружающего мира.
17 АЛЬ-ГАЗАЛИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.