Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСветлана Адашкевич
1 ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ Автор Адашкевич Светлана Павловна ст. преподаватель УО «ГГАУ»
2 Цели изучения темы: рассмотреть причины и природу внешних эффектов; объяснить содержание и проблемы отрицательных и положительных внешних эффектов; раскрыть механизм государственного регулирования внешних эффектов.
3 ПЛАН 1. Сущность и виды внешних эффектов 2. Интернализация внешних эффектов 3. Теорема Коуза 4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике
4 Литература 1. Микроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, – 389 с. (глава 11)
5 Актуализация опорных знаний: издержки выгоды (полезность, прибыль) ценообразование «издержки плюс» фиаско рынка
6 Вопрос 1. Сущность и виды внешних эффектов
7 В условиях рынка все издержки и выгоды от производства и потребления блага воплощаются в цене товара. Однако, некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц.
8 Третьи лица – это лица, которые не являются в какой- то сделке ни продавцами, ни покупателями. Они могут нести издержки или получать выгоду, но рыночная цена блага этого не отражает. В таком случае цена не способна передавать достоверную информацию о товаре, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.
9 В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х годов ХХ века и получила название внешних эффектов или нерыночных взаимозависимостей. Внешние эффект (экстерналии, эффект перелива) – это издержки или выгоды третьих лиц, которые не отражены в ценах товаров. Внешние эффекты сказываются на благосостоянии третьих лиц.
10 Основные категории теории внешних эффектов: 1. Частные издержки (ЧИ) – это издержки производства блага, которые включаются в рыночную цену. 2. Внешние издержки (ВИ) – это затраты третьих лиц. 3. Общественные (социальные) издержки (ОИ) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. ОИ = ЧИ + ВИ
11 4. Частная выгода (ЧВ) – это полезность для потребителя данного блага. 5. Внешняя выгода (ВВ) – это полезность для третьих лиц. 6. Общественная выгода (ОB) - совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага. ОB = ЧВ + ВВ
12 Виды внешних эффектов отрицательные положительные
13 Отрицательные внешние эффекты – это негативные воздействия на третьих лиц. Пример (из программы РТВ «Вести»): Некая фирма А жалуется на фирму Б, которая купила по соседству с ф. А землю под городскую свалку. Свалка привлекает птиц, стаи которых мешают движению самолетов. Каждая из фирм является собственником земли. Как решить проблему?
14 Для субъекта, который создает ОВЭ, - это использование ресурсов без оплаты (т.е. неявные издержки). Для субъекта, который вынужденно потребляет ОВЭ, – это неудобства или затраты, которые никем не компенсируются. (Аэропорт вынужден ставить отпугивающие устройства, что увеличивает издержки и уменьшает прибыль). Можно ли решить проблему рыночными инструментами? Нет. Это пример фиаско рынка.
15 При ОВЭ: рыночное предложение товара (услуги городской свалки) формируется в соответствии с частными издержками; частные издержки меньше общественных; цена является заниженной, т.к. часть издержек в цену не включается; занижение цены означает частичное бесплатное потребление блага; товар производится с избытком.
16 Вывод из примера «свалка-аэропорт»: если бы свалка оплачивала все потребленные ресурсы; цены на ее услуги были бы больше, а спрос меньше; рост цен на услуги свалки и последующее снижение спроса приведут к сокращению производства услуг с ОВЭ.
17 Положительные внешние эффекты – это позитивные воздействия на третьих лиц. Пример: фирма купила землю под санаторий, очистила и благоустроила берег, создало инфраструктуру для отдыха. Другая фирма купила по соседству землю под строительство дач. Спрос на дачи будет высок из-за близости к развитой инфраструктуре санатория. Фирма «Дачи» получает дополнительную незаработанную прибыль.
18 При положительном ВЭ: производитель создает внешнюю выгоду для третьего лица (фирма «Санаторий» для «Дачи»); третье лицо потребляет выгоду, но не оплачивает ее; т.к. производитель (санаторий) не включает в цену товара его полезность для третьего лица, цена является ниже общественной; занижение цены вызывает повышенный спрос; выпуск не удовлетворяет спрос.
19 Отрицательные и положительные экстерналии: являются внешним проявлением сбоев в рыночной экономике, оказывают на нее отрицательное влияние, возникают независимо от воли тех субъектов, которые их создают.
20 В ОПРОС 2. И НТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ
21 Интернализация - это трансформация внешних эффектов во внутренние. В 20-х гг. 20-го века Артур Пигу предложил использование корректирующих налогов и субсидий. Основная идея: экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности.
22 Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Субсидии - платежи потребителям или производителям блага, направленные на стимулирование спроса или предложения.
23 Действие корректирующего налога (налог Пигу) отрицательные ВЭположительные ВЭ плательщик - производитель плательщик-потребитель равен внешним издержкам равен внешним выгодам повышает частные издержки до общественных изымает часть внешних выгод приводит к росту цены и уменьшению с ОВЭ снижает спрос на товары с ПВЭ
24 Действие корректирующей субсидии: субсидирования спроса: денежные выплаты беднейшим слоям, бесплатная вакцинация, стипендии на образование и т.д. стимулирование предложения: субсидии получают производители. Результат: расширение производства, сокращение издержек, снижение цены, рост потребления.
25 Субсидирование связано с дополнительными расходами бюджетных средств и определяется направлениями социально-экономической политики. Сложность в применении корректирующих налогов и субсидий – определение размера внешних издержек и выгод.
26 Теорема Коуза Рональд Коуз - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г.. Причина внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.
27 Концепция: Отсутствие закрепленных прав собственности на ресурс и неразвитость института собственности позволяет использовать ресурсы бесплатно. Важно: выброс отходов в реку, загрязнение воздуха, нарушение тишины – это потребление ресурса. При установлении цен на ресурсы их потребление осуществляется на платной основе. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация ВЭ происходит без государственного вмешательства.
28 Т.о. проблема ВЭ может решаться путем четкого распределения и спецификации прав собственности. Права собственности – совокупность прав владения, распоряжения и пользования. Спецификация прав собственности – определение субъекта, объекта собственности и способов наделения собственностью. Это дает возможность проведения переговоров между участниками сделки по поводу устранения внешнего эффекта.
29 Ограничения для применения т. Коуза: внешний эффект можно оценить; трансакционные издержки должны быть меньше внешнего эффекта.
30 Трансакционные издержки – это затраты, связанные с соблюдением прав собственности: затраты на поиск информации, ведение переговоров, заключение контракта, защиты прав собственности. Вывод: решение проблемы внешних эффектов – расширение и развитие института собственности, механизм реализации - приватизация ресурсов.
31 Вывод: в рыночной экономике проблема внешних эффектов не может быть решена на основе традиционных рыночных инструментов. Способы решения: с участием государства - корректирующие налоги и субсидии; соответствующее законодательство, что позволяет в дальнейшем решать проблемы ВЭ без участия государства.
32 Вопрос 4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике
33 Наиболее широкое применение ТВЭ получила при решении экологических проблем. Задача сводится к денежной оценке ВЭ и определению предельно допустимого вреда окружающей среде.
34 Методы реализации: правовые (законы, постановления, указы); административные: а) экологические стандарты; б) контроль выбросов; экономические: а) платность природопользования; б) налогообложение вредных производств по повышенным ставкам; в) плата за вредные выбросы; д) компенсации: фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
35 Принципы государственного регулирования окружающей среды определяются международными и национальными законодательствами. Киотский протокол - это международное соглашение в области природопользования (2004 г. - Киотский протокол Конвенции об изменении климата).
36 КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ Устанавливает показатели выбросов парниковых газов Разрабатывает меры воздействия на развивающихся стран в по вопросам загрязнения окружающей среды Устанавливает налог на выброс
37 Киотский протокол установил: налоги на выброс; права компаний и стран продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов (т.о. квоты на загрязнение стали товаром, имеющим цену); указал на необходимость участия развивающихся стран (к 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир).
38 ВЫВОДЫ по теме Внешние эффекты – это издержки или выгоды третьих лиц, которые не отражены в ценах товаров. могут быть положительными и отрицательными; являются проявлением сбоев рыночной экономики; не могут быть урегулированы без участия государства; регуляторы – корректирующие налоги и корректирующие субсидии; теорема Коуза – идея о возможности рыночного механизма регулирования ВЭ путем развития института собственности ресурсов и прав; практическое использование теории ВЭ и т. Коуза – торговля правами на загрязнение окружающей среды, платность природопользования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.